Пресса на полке: медиаиндекс крупнейших ретейлеров России

Автор фото: Сергей Коньков / "ДП"

"ДП" перезапускает совместный проект с ведущим исследователем российского медиарынка компанией "Медиалогия". Цель — выяснить, как компании разных отраслей представлены в медиапространстве.

Ежемесячно "Деловой Петербург" будет публиковать редакционные материалы с рейтингом известных компаний, попавших в поле зрения российских СМИ. В выпуске будет исследование, как игроки одной из отраслей были представлены в медиа, и сводка важнейших событий в этом сегменте экономики за отчётный период.
Начнём с розничной торговли. С названиями брендов этой отрасли, пожалуй, знаком каждый россиянин. Впрочем, таких старожилов, как X5 ("Пятёрочка", "Перекрёсток"), "Лента", "О’Кей", "Магнит", на розничном рынке и в медиапространстве в последние годы теснят новые герои — "Самокат", Wildberries и Ozon. И именно они стали наиболее часто упоминаемыми в СМИ компаниями ретейла. Причём как со знаком плюс, так и со знаком минус.
Согласно рейтингу "Медиалогии", составленному на основе публикаций региональных и федеральных российских СМИ за период с 1 января по 25 марта, самый высокий медиаиндекс у интернет–ретейлера Ozon.
В "Медиалогии" поясняют, что при расчёте медиаиндекса учитываются влиятельность источника информации (в основе этого параметра — цитируемость издания в других СМИ), характер упоминания объекта в сообщении (позитивный, негативный, нейтральный), роль объекта в сообщении (главная, эпизодическая), наличие прямой или косвенной речи, относящейся к объекту.
Чем больше значение медиаиндекса, тем ярче позитивное присутствие компании или бренда в СМИ, лучше имидж, создаваемый медиа.
Ozon за отчётный период инициировал целый ряд инфоповодов. В феврале он занял третье место в рейтинге самых дорогих российских интернет–компаний. Стоимость Ozon за год увеличилась до $7 млрд. Компания также арендовала складские помещения в Петербурге, а в марте объявила о намерении выйти на страховой рынок. Однако российские СМИ больше заинтересовала другая новость — о том, что из–за введения сервисного сбора в массовом порядке начнут закрываться пункты выдачи заказов (ПВЗ). Пресс–служба опровергла такой сценарий развития событий, уточнив, что сервисный сбор для новых предпринимателей и ПВЗ с невысокой прибыльностью составит 1 рубль в месяц. Более крупную сумму будут платить только наиболее прибыльные точки.

Топ–новости крупнейшего ретейлера

За интернет–гигантом в рейтинге "Медиалогии" 2024 года следует крупнейший российский ретейлер X5 Group, который стал и основным поставщиком новостей о себе. Например, в настоящее время его головная организация — нидерландская X5 Group оказалась в центре внимания экономической прессы. СМИ пишут, что Минпромторг России уведомил X5 об обращении в суд с целью приостановки корпоративных прав нидерландской компании на "дочку" — ООО "Корпоративный центр ИКС 5". Именно это ООО управляет всем российским бизнесом X5, в том числе магазинами "Пятёрочка", "Перекрёсток" и "Чижик". По сути речь идёт о принудительной деофшоризации бизнеса и переводе его в собственность российским бенефициарам напрямую.
Пока эта новость не успела повлиять на медиаиндекс X5 за отчётный период. Сообщение о подаче иска Минпромторгом агентства опубликовали 28 марта, а само заседание суда ожидается 23 апреля.
Самой тиражируемой прессой новостью об X5 Group были январские сообщения, что с полок сетей "Пятёрочка", "Чижик" и "Перекрёсток" в нескольких регионах из–за непогоды пропала курица. Хотя в компании тогда заверили, что график поставок восстановится в ближайшие дни, люди явно были встревожены. Новость об исчезновении из крупнейшей сети одного из самых востребованных продуктов не могла остаться незамеченной.

Что писали СМИ о других игроках рынка

За право быть крупнейшим по выручке российским ретейлером с X5 уже много лет соперничает "Магнит". Эта сеть активно развивается. Сейчас компания завершает сделку по покупке крупнейшей на Дальнем Востоке розничной сети "Самбери". Как рассказали "ДП" в пресс–службе "Магнита", ретейлер считает Дальний Восток перспективным рынком. Сделка расширит географию бизнеса до всех федеральных округов России. Кстати, ДФО сейчас постепенно осваивает и Х5 Group. Новости о сделке вывели "Магнит" на третье место в рейтинге.
Петербургская "Лента" в марте отчиталась о росте выручки в IV квартале на 50,4% (до 222,8 млрд рублей) и чистой прибыли на 53,1% (до 317 млн рублей). Но пресса больше писала о другом: ретейлер не смог договориться о закупочных ценах с производителем шоколада Milka, Alpen Gold и печенья Oreo — российской структурой американской компании Mondelez. Теперь эта продукция не будет поставляться в магазины сети. Впрочем, кое–что в "Ленте" ещё можно купить. Но некоторые позиции из ассортимента уже выведены.
Достаточно много СМИ писали и о сети "Ашан". В феврале она прославилась тем, что один из её московских магазинов посетил американский журналист Такер Карлсон, прибывший в столицу России, чтобы взять интервью у президента страны Владимира Путина. В "Ашане" телеведущий и блогер купил продукты, которые обошлись ему вчетверо дешевле, чем в США, о чём он сообщил в видеоролике у себя на сайте.

Санкции и лоббизм

Заграница по–прежнему влияет на работу российских сетей. В группе "М.Видео–Эльдорадо" рассказали прессе, что иностранные производители бытовой техники начали массово блокировать поставки своей продукции в Россию через параллельный импорт. По словам главного исполнительного директора группы "М.Видео–Эльдорадо" Сергея Ли, такие действия, в частности, предпринимает шведская Electrolux Group, выпускающая бытовую технику под брендами Electrolux, Zanussi, AEG и покинувшая российский рынок. Он подчеркнул, что товары этого производителя сейчас представлены в магазинах сети "в ограниченном объёме".
Впрочем, российский бизнес не только приспосабливается к меняющейся из–за санкций обстановке, но пытается сам выторговать для себя лучшие условия работы. Та же группа "М.Видео–Эльдорадо" вместе с DNS и другими российскими ретейлерами, входящими в Ассоциацию компаний розничной торговли (АКОРТ), попросили правительство с 1 апреля вернуть порог беспошлинного ввоза товаров для личного использования на уровень 200 евро. Напомним, что российское правительство, чтобы избежать дефицита на время адаптации экономии к санкциям в марте 2022 года, повысило этот порог в 5 раз (до 1 тыс. евро), а потом продлило его ещё на год — до 1 апреля 2024 года. Против третьего продления как раз выступили в АКОРТ. Там пояснили, что внутренний рынок уже насыщен иностранными товарами, поэтому дополнительная стимуляция не требуется. Между тем Минфин ещё в феврале заявил, что не видит необходимости в сохранении порога на уровне 1 тыс. евро. В итоге произошло так, как хотели ретейлеры, порог беспошлинной торговли снизился. Теперь посылки стоимостью выше 200 евро и весом более 31 кг будут облагаться единой пошлиной — 15% от таможенной стоимости. А значит покупать за границей станет менее выгодно, чем до 1 апреля. Конкурентоспособность магазинов электроники чуть вырастет.
В отчётный период более–менее прояснилась судьба российского бизнеса французской сети Leroy Merlin. Российское подразделение строительного гипермаркета изменило юридическое название на "Ле Монлид". Бренд пока остаётся старым, а повод для публикаций — новый. Планы развития сеть пока не обнародовала.
Главный антигерой неполных первых 3 месяцев 2024 года — Wildberries. 13–14 января в Шушарах сгорел основной склад компании в Петербурге и на Северо–Западе площадью 105,8 тыс. м2. По оценке участников рынка, с него отгружалось около 9% всех заказов маркетплейса. Все товары, находившиеся на складе, сгорели. Страховщики предварительно оценили ущерб в 10–12 млрд рублей.
На следующий день после пожара компания определила порядок выплат компенсаций поставщикам за товары, сгоревшие вместе со складом. Продавцы начали получать деньги с 15 января. Однако компенсации пока получили не все, некоторые из продавцов не согласны с методикой расчёта выплат. Скорее всего, январские события для крупнейшего отечественного интернет–ретейлера будут аукаться весь нынешний год.
Очевидно, что упоминание брендов в медиапространстве показывает не только качество работы отдела внешних связей компании, оно свидетельствует и об интересе читателей к тому или иному игроку рынка, к тому, как он работает, развивается и реагирует на вызовы.