Дефицита не будет: ретейлеры наращивают доставку товаров в магазины

Автор фото: Валерий Шарифулин/ТАСС

Логистическая отрасль успешно адаптировалась к глобальным изменениям и по-прежнему насыщает полки магазинов товарами.

Благополучное вхождение российского ретейла в новые экономические реалии уже стало свершившимся фактом. Торговые компании развиваются, а потребители получают полноценный спектр продукции.
Согласно данным Петростата, по итогам 2022 года обороты розничной торговли в Петербурге сократились на 8% по сравнению с 2021-м. Однако уже в следующем году показатели прибавили 15%, тем самым превысив докризисный уровень.
Не последнюю роль в работоспособности отрасли сыграла устоявшаяся система доставки товаров в торговые сети. Как отмечают опрошенные "Деловым Петербургом" эксперты, логистика грузов хоть и претерпела за последние годы определённые изменения, но продолжает стабильно работать.
В 2022 году участники рынка столкнулись с необходимостью перестроить цепочки поставок, перенаправить их с недружественного Запада на готовый к сотрудничеству Восток.
"За последние два года значительно вырос объём поставок товаров из Китая, Турции, Узбекистана, Казахстана, Индии, Вьетнама, Азербайджана, а также по морскому коридору из Китая в Санкт-Петербург и Мурманск через Северный морской путь. Такой маршрут на 10 дней сокращает срок доставки и на 15% снижает транспортные затраты по сравнению с мультимодальной моделью", — отмечает председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев.
По его словам, за последние два года в структуре поставок выросла доля отечественных продовольственных товаров, в некоторых торговых сетях она достигает 98%. Растёт представленность российской продукции и в непродовольственном сегменте, в частности в таких категориях, как бытовая химия, средства гигиены, косметика, текстильные изделия.
Таким образом, ретейлерам удалось компенсировать сокращение поставок из Европы. Однако представители отрасли продолжают расширять логистические цепочки, а также прорабатывать новые маршруты, как внутри страны, так и за рубежом, резюмирует Караваев.

Стабильный спрос

Выводы ретейлеров подтверждают и данные грузоперевозчиков, в частности логистического оператора "Деловые Линии". Если за 2022 год компания увеличила поставки в торговые сети на 10%, то за 2023-й — уже на 26%.
Больше всего грузопотоки выросли в торговые точки ретейлеров "Светофор", "Детский мир", Х5 (сети супермаркетов "Перекрёсток" и "Пятёрочка"), "Тандер" ("Магнит") и "Лента". Из непродовольственных магазинов обороты нарастили парфюмерные сети "Золотое яблоко" и "Лэтуаль", которые во втором квартале прошлого года удвоили объёмы перевозок.
"Учитывая растущий спрос, мы постоянно совершенствуем и обновляем сервис. Например, чтобы ускорить процесс оформления заказа, мы упростили форму расчёта на сайте. А также запустили доставку товаров не только в крупные, но и в региональные торговые сети, и строго следим за соблюдением даты и времени поставки", — отмечают в пресс-службе "Деловых Линий".
Согласно статистике компании, в России главные направления поставок остались теми же, что и раньше — Москва, Петербург и Подмосковье. Среди других городов выделяются Киров, Новосибирск и Ростов-на-Дону.

Наступление дискаунтеров

В то же время на доставку грузов влияют изменения внутри ретейла. Одним из заметных трендов последнего времени стало развитие дискаунтеров — продовольственных магазинов со скидками и сниженными ценами. Такие торговые точки стали активно запускать многие крупные сети. Кроме того, ретейлеры стали отказываться от крупных супермаркетов в пользу небольших форматов и магазинов "у дома".
"У дискаунтеров в идеале своя логистика. Х5 развивает свою сеть дискаунтеров "Чижик", под которую строит полностью отдельную логистическую инфраструктуру, отдельные распределительные центры, потому что там совершенно другие операционные процессы", — приводит пример независимый консультант по продвижению в торговые сети Михаил Лачугин.
Как объясняет эксперт, в таких магазинах небольшой ассортимент и минимум товаров со специальными условиями хранения, поэтому процессы проще и быстрее, чем в обычных магазинах.
По данным "Деловых Линий", в прошлом году спрос на доставку грузов в дискаунтеры вырос на 20% по сравнению с 2022-м и на 143% относительно уровня 2021-го.
Другим фактором является дефицит складской недвижимости. Как подсчитали в IBC Real Estate, по итогам 2023 года общий объём купленных и арендованных складов в России достиг рекордных 6,1 млн м2. Показатель Петербурга вдвое превысил итоги предыдущего года, в результате в городе почти не осталось свободных помещений.
Это привело к росту магазинной доставки. Если торговые сети ощущают дефицит складских мощностей, то ориентируют поставщиков на перевозку грузов напрямую в магазин, а не в распределительный центр.

Продолжение роста

"Спрос стабильный, люди будут ходить в магазины всегда, было бы странно, если бы эта отрасль встала", — резюмирует текущую ситуацию Михаил Лачугин.
Судя по всему, востребованность грузоперевозок для ретейла будет повышаться и в дальнейшем. За январь этого года оборот розничной торговли в Петербурге, как следует из данных Петростата, вырос на 12,1%, а это значит, что оба рынка продолжат развиваться.