"Победа" над кризисом: "дочка" "Аэрофлота" показала рекордную прибыль

Автор фото: ТАСС
Boeing 737–800 — единственная модель, имеющаяся в распоряжении "Победы"

В 2023 году бюджетная "дочка" "Аэрофлота" показала рекордную прибыль. Достижению помогло урегулирование споров с иностранными лессорами.

Авиакомпания "Победа", входящая в группу "Аэрофлот", по итогам 2023 года получила рекордную чистую прибыль по РСБУ в размере 21,3 млрд рублей, что на 42% выше результата 2022 года, сообщила пресс–служба лоукостера. Выручка перевозчика увеличилась на 57,4% — с 58,7 млрд до 92,6 млрд рублей.
Одновременно с этим себестоимость продаж в 2023 году, согласно данным компании, выросла на 28% — до 84,7 млрд рублей. В итоге прибыль от продаж составила только 4,86 млрд.
Рекордная чистая прибыль, отражённая в бухгалтерской отчётности, полностью сформирована дополнительными доходами за счёт успешного страхового урегулирования обязательств по 12 воздушным судам "Победы", поясняется в заявлении компании. На сегодняшний момент флот "Победы" состоит из 41 самолёта Boeing 737–800. На начало 2022 года лоукостер эксплуатировал 44 лайнера, но после начала СВО три из них оказались арестованы за рубежом.
"Успешное страховое урегулирование" означает, что российская страховая компания вместе с отечественным лизингодателем смогли найти с иностранным лессором самолётов способ компенсации ему ущерба из–за утраты объектов лизинга. Воздушные суда перешли в собственность отечественных лизинговых компаний, которые в свою очередь заключили соглашения с перевозчиками, говорит исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев.
"Самолёты, конечно, как летали, так и летают. Но то, что они предоставлены перевозчикам на других условиях, является фактором, который влияет на финансовые показатели компаний. Как мы понимаем, это разовое явление. Но из–за коммерческой тайны мы не знаем, как отличаются лизинговые ставки по новым договорам от прежних", — поясняет эксперт.
Что касается статистики операционной деятельности "Победы", то динамика отстаёт от финансовой. В 2023 году компания перевезла 13 млн пассажиров — на 11,5% больше, чем в 2022–м (11,7 млн). Пассажиропоток 2023 года значительно превосходит результат пандемийного 2020–го, когда компания перевезла всего 9 млн человек, но всё ещё отстаёт от показателя 2021 года (14,3 млн).
В значительной степени рост может быть обоснован оптимальной эксплуатацией самолётов. Занятость кресел на рейсах "Победы" в минувшем году составила 94,4%, что на 0,7 процентного пункта выше значения 2022 года и на 2,8 п. п. больше, чем в 2020–м.
Как отмечает Олег Пантелеев, без расширения флота компании будет тяжело продолжать наращивать пассажиропоток за счёт лишь увеличения загрузки воздушных судов. С другой стороны, напоминает эксперт, любая экспансия обычно сопровождается снижением рентабельности. Поэтому в нынешней ситуации далеко не факт, что лоукостеру имеет смысл гнаться за ростом доли на рынке — он может негативно отразиться на финансовой устойчивости.