АСВ банкротит в Петербурге двух бывших топ–менеджеров банка "Советский"

Автор фото: Антон Ваганов / "ДП"
Лицензия у банка "Советский" была отозвана в июле 2018 года

Госкорпорация "Агентство по страхованию вкладов" банкротит двух топ–менеджеров банка "Советский" — Людмилу Дьячук и Павла Изюмова.

Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти признал обоснованным заявление Агентства по страхованию вкладов (АСВ) о несостоятельности бывшего главного бухгалтера и члена правления банка "Советский" Людмилы Дьячук и включил в реестр требований кредиторов должника 719 млн рублей. И хотя участники процесса просили о реализации имущества Дьячук, суд сначала всё–таки ввёл процедуру реструктуризации её задолженности. Заявление госкорпорации о банкротстве бывшего зампреда правления банка "Советский" Павла Изюмова только поступило в суд, размер претензий к нему не указан.
Как следует из материалов дела, скорее всего, заявления о несостоятельности Дьячук и Изюмова стали следствием их привлечения к субсидиарной ответственности по долгам банка. В частности, АСВ с 2018 года (с момента отзыва лицензии) пытается привлечь более 10 владельцев и управленцев "Советского" к субсидиарной ответственности на 5 млрд рублей. "В рамках дел о банкротстве указанных должников обеспечительные меры не накладывались", — сообщили "ДП" в агентстве.
Кредитный комитет банка, в который входили Дьячук и Изюмов, согласовал выдачу займов компаниям, не вернувшим "Советскому" деньги. Арбитраж солидарно взыскал с управленцев и владельцев банка, в том числе Дьячук и Изюмова, более 700 млн рублей субсидиарной ответственности.
"Негласно считается, что банкротство происходит не из–за внешних обстоятельств, а из–за действий руководителей или собственников бизнеса. И за этих топ–менеджеров банка "Советский" можно только порадоваться: в отличие от коллег, претензии к ним ограничились гражданско–правовым характером, а не уголовным, — говорит партнёр Апелляционного центра Владимир Полуянов. — Правда, если они не найдут денег на погашение взыскиваемой с них суммы, то останутся с долгами до конца жизни. Замечу, для Дьячук и Изюмова хорошо, что долг общий: если каждый заплатит даже по чуть–чуть, то в целом уменьшится сумма для каждого. Как говорится, с миру по копейке, а у АСВ будет закрыт долг".
Однако, как показывает практика, к моменту личного банкротства у бенефициаров бизнеса и топ–менеджмента практически нет никаких активов, за счёт которых можно погасить долги. Частнопрактикующий юрист Карина Сидорова отмечает, что нередко наёмные работники, привлекаемые к субсидиарной ответственности, не в состоянии погасить и малой части взыскиваемой с них задолженности. "Так происходит даже не из–за того, что субсидиарные должники выводят свои активы. Зачастую у них изначально нет сотен миллионов или миллиардов, если мы говорим о бухгалтерах или членах кредитного комитета", — полагает эксперт.
Партнёр юрфирмы "Адвокат Фремм" Антон Слободин соглашается, что банкротить гражданина, не имеющего ни имущества, ни возможности гасить долги, экономически нецелесообразно. Однако АСВ, отмечает эксперт, это большая бюрократическая машина, больше исходящая в своих действиях не из соображений целесообразности, а из регламента, по которому действует. "Но чтобы оценить реальные шансы АСВ на взыскание субсидиарки, необходимо как минимум провести анализ финансового состояния должников, в рамках которого можно установить, имеется ли у них имущество и денежные средства, возможно ли вернуть в конкурсную массу имущество, ранее выведенное этими лицами по подозрительным сделкам", — добавляет Антон Слободин.
Изюмов до появления в "Советском" был директором филиалов Промсервисбанка (ныне "Оранжевый"), Газэнергопромбанка (присоединён к банку "Россия"), заместителем управляющего филиалов Номос–банка (приобретён ФК "Открытие") и Росбанка.