Прокуратура Петербурга проиграла спор Балтийскому заводу из-за атомных ледоколов

Автор фото: Ермохин Сергей
Балтийский завод.
Прокуратура Петербурга проиграла иск Балтийскому заводу, связанный со строительством серии ледоколов "Арктика" по заказу ФГУП "Атомфлот". Такая информация размещена в информационной базе "Электронное правосудие".
В октябре прошлого года городская прокуратура обратилась в Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти с иском к АО "Балтийский завод" (входит в ОСК) и к московскому ООО "Антикоррозийные защитные покрытия" (АЗП).
Предметом внимания надзорного ведомства стал контракт между петербургскими судостроителями и столичным поставщиком, заключённый ещё в сентябре 2020 года. По его условиям, контрагент обязался за 70,25 млн рублей поставить Балтийскому заводу 168,5 тыс. литров лакокрасочных материалов (ЛКМ). Они предназначались для отделки внутренних помещений третьего и четвёртого ледоколов серии универсальных атомоходов "Арктика" (проект 22220). Однако в апреле 2023 года Балтийский завод и АЗП заключили дополнительное соглашение, увеличив цену контракта до 85 млн рублей.
По мнению прокуратуры Петербурга, стороны, меняя существенные условия контракта, к которым относится и цена, не подтвердили документально основания, обосновывающие эти изменения. Это и послужило поводом для надзорного ведомства оспорить допсоглашение.
Между тем, как следует из материалов дела, к росту цен на ЛКМ привели ковидные ограничения и санкции, введённые в отношении России иностранными государствами после начала СВО. Оба эти основания включены в положение о закупках Балтийского завода. Если эти события привели к возникновению обстоятельств, влекущих за собой невозможность исполнения договора, то в этом случае стороны могут скорректировать существенные условия — к примеру, стоимость товара, поставляемого заводу контрагентом, как это произошло с ЛКМ для двух атомоходов.
Например, в составе ЛКМ для завода эпоксидные смолы составляют 45%. Стоимость этого компонента выросла на 208%. Таким образом, подсчитали ответчики, только сырьевая составляющая спорного контракта выросла на 93,55%.
С весны 2022 года крупные перевозчики увеличили стоимость фрахта в два и более раза. Более того, из-за санкций перевозчики в принципе отказывались доставлять сырьё для ЛКМ в Россию, что, соответственно, привело к увеличению конечной цены сырья. Балтийский завод в этой ситуации запросил информацию о ценах у компаний, участвовавших в 2020 году в открытом запросе котировок на ЛКМ для ледоколов. Так, ООО "Норд-вест" указало новую цену поставки в 112,4 млн рублей.
На момент заключения допсоглашения недопоставленный объём товара в течение нескольких месяцев являлся остродефицитным для цехов Балтийского завода, отмечает арбитраж.
При этом корректировка цены контракта до 85 млн рублей была проведена судостроителями совместно с госзаказчиком ледоколов ФГУП "Атомфлот".
Ещё один фактор, который необходимо учитывать, это санкции ЕС и США, направленные против Балтийского завода и ОСК, что создаёт для контрагентов российских корабелов риски попадания под вторичные санкции.
"… в данном случае невозможность исполнения договорных обязательств поставщиком ООО "АКЗ покрытия" вызван обстоятельствами непреодолимой силы и не зависело от воли или действий сторон договора, поскольку при его заключении стороны не могли предвидеть наступление обстоятельств, связанных с экономическими последствиями распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и ограничениями (санкциями) в экономике Российской Федерации из-за специальной военной операции, в том числе резким повышением цен во всех отраслях экономики", — резюмировал Арбитражный суд и отказался удовлетворить иск прокуратуры Петербурга.
Правда, надзорное ведомство ещё может подать апелляционную жалобу.
Ранее "Деловой Петербург" писал о том, что в октябре 2020 года атомоход "Арктика", головное судно серии, было принято в состав российского ледокольного флота.
По заказу ФГУП "Атомфлот" на Балтийском заводе строится четвёртое судно серии 22220 "Чукотка". Контракт на постройку "Чукотки" в июле прошлого года оказался в центре судебной тяжбы между Балтийским заводом и "дочкой" Северстали. Арбитражный суд в июле прошлого года удовлетворил иск последней.