Бесконечная история: когда построят новые небоскрёбы в Лахте

Автор фото: Михаил Тихонов / "ДП"

Как известно, много небоскрёбов не бывает. Построив один, хочется ещё и ещё. Вот так в Петербурге и начал формироваться свой Сити. "Газпром-Сити".

А началось всё с Египта. Первая в мире пирамида была построена для фараона Джосера. Другие фараоны тоже захотели — и началось. Великая пирамида в Гизе, построенная в XXVI веке до нашей эры, была высотой 147 м и долгое время оставалась самым высоким сооружением на Земле.
Пока в Чикаго архитектор Уильям Ле Барон Дженни не возвёл самый первый в мире небоскрёб Home Insurance Building. Хотя он был достаточно маленький, высотой 55 м, но положил начало гонке. В Нью–Йорке решили: а чем мы хуже, — и отгрохали 10–этажное здание Tribune 1, возведённое в 1874 году в так называемом "Газетном ряду" на Манхэттене — в одном квартале от Бродвея, рядом с нью–йоркским муниципалитетом.
В 1890 году американский издатель венгерского происхождения Джозеф Пулитцер украсил город новым небоскрёбом — The World Building. Высота 94 м сделала эту штаб–квартиру самым высоким зданием в городе и самым высоким офисным зданием в мире, которое уступало лишь Эйфелевой башне. И понеслось.
Небоскрёбы стали строить и в Европе. Роттердам, Дюссельдорф, Стокгольм, Мадрид, Варшава и многие другие города спешили реализовать на практике столь удачную идею. С началом нового тысячелетия к гонке небоскрёбов подключилась Москва с её Сити.
Вы думаете, шейхи Дубая мечтали построить в пустыне много небоскрёбов? Вряд ли. Но в 2000 году появился Emirates Park Tower № 1, а потом ещё, ещё. Пока в 2010 году не появилась "Бурдж–Халифа" — сверхвысотный небоскрёб высотой 828 м.

Проткнём небесную линию

Северная столица начала гонку по вертикали не в 2018 году, когда был достроен "Лахта Центр", а на 5 лет раньше. В 2013 году было завершено строительство первого небоскрёба — "Лидер тауэр" (42 этажа) на юге Петербурга на площади Конституции. Высота здания составила 145,5 м.
В начале 2000–х планировалось возвести ещё две высотки. На Поклонной горе на севере города группа компаний "С. Э. Р." собиралась воздвигнуть 106–метровое здание (46 этажей) и назвать его "Ингрия Тауэр". Если брать абсолютную отметку (с учётом самой Поклонной горы), оно должно было стать самым высоким зданием (165 м). А рядом с Лахтой "Строймонтаж" хотел построить 105–метровый SkyTowers. Оба проекта не срослись. На Поклонной горе высоту срезали до 40 м, а рядом с парком 300–летия начали строить 54–метровое офисное здание.

Деньги из газа

О том, что "Лахта Центр" собирается прирасти новыми башнями, стало известно почти 3 года назад. В мае 2021 года "Газпром" перед встречей с губернатором Северной столицы Александром Бегловым неожиданно разместил в своём телеграм–канале красивое видео, в котором на Лахтинском побережье угадывались силуэты ещё одного небоскрёба.
Объяснение появилось быстро — оказывается, председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер и губернатор Александр Беглов подписали соглашение о строительстве 703–метрового "Лахта Центра 2". Месторасположение нового здания — территория яхт–клуба "Геркулес", где ранее монополист планировал построить яхтенную академию (она, впрочем, в планах осталась, но уехала чуть дальше от города — в район Горской).
В официальной презентации проекта "Газпрома" говорится, что возвести новый небоскрёб "Лахта Центр 2" предложено в целях дальнейшего развития общественно–делового района, который создаётся вокруг "Лахта Центра" на побережье Финского залива. Но мы же помним историю — небоскрёбов мало не бывает. И уже в декабре 2021 года "Газпром" представляет проект 555–метрового "Лахта Центр 3". "Вместе они сложатся в архитектурный ансамбль из трёх современных высотных зданий", — говорилось в сообщении компании. Здание должно расположиться между "Лахтой–2" и Приморским шоссе, там, где когда–то был кустарник, в котором пели соловьи.
А уже на ПМЭФ–2022 город и "Газпром" подписали соглашение о строительстве.
Автор: пресс-служба ПАО "Газпром"
Обе высотки проектируются и строиться будут одновременно. На данный момент идёт оформление градостроительной документации. В новом варианте генплана с подачи комитета по инвестициям 20 га между мариной "Геркулеса" и Приморским шоссе переведены в две зоны: Д (общественно–деловая застройка) и ТИ (транспортная инфраструктура). "В целях повышения эффективности использования территории, прилегающей к общественно–деловому комплексу “Лахта Центр”".
Прошли археологические изыскания. Идут инженерные. Можно ждать начала строительства.
P. S. Помнится, одним из аргументов сторонников строительства небоскрёба на Охте в далёкие 2000–е было то, что такая высотная доминанта может быть только одна, а следовательно, "Охта Центр" парадоксальным образом спасёт эту часть города от хаотичной высотной застройки. Однако эволюция мирового небоскрёбостроения говорит об обратном. Может, и хорошо, что не сложилось?
Башни, несомненно, нужны, но лучше в другом месте. Например, в Горской. Там и КАД, и аэропорт, и транспортная доступность, и сразу Курортный район. Просто пока выглядит комично: всем говорят, что новые намывы затопят город, а для "Газпрома" намывы какие–то мифические и целебные для Финского залива.
Дмитрий Некрестьянов
руководитель практики по недвижимости и инвестициям АБ "Качкин и партнёры"
Я считаю, что возведение небоскрёбов "Лахта–2" и "Лахта–3" — это развитие Санкт–Петербурга. В такой прекрасной локации, на берегу Финского залива, зеркальные высотные строения будут выглядеть очень красиво и точно станут ещё одним поводом для гордости петербуржцев. Главное, чтобы помимо строительства новых зданий развивалось и дорожное строительство: появлялись новые станции метро, были запущены новые легкорельсовые скоростные трамваи и так далее. Ведь такие высотные строения будут вмещать большое количество персонала, а также привлекут горожан и туристов, которым необходима хорошая транспортная инфраструктура.
Анжелика Альшаева
генеральный директор агентства недвижимости "КВС"
Петербургу не помешают новые районы с ультрасовременным обликом. Но подход сугубо в духе "во–первых, это красиво" в данном случае вряд ли возможен — слишком велики затраты. Поэтому гипотетически остаётся два варианта обоснования строительства Сити в Петербурге. Первый — очевидная потребность в такого рода деловом кластере, с потенциальным спросом на аренду офисов и прочих площадей. Словом, явные перспективы. Второй — необходимость использовать средства в условиях, когда таковые есть и их куда–то нужно направить. В таком случае коммерческий успех проекта можно рассматривать в долгосрочной перспективе и спокойно относиться к тому, что прямо сейчас несколько небоскрёбов могут оказаться для Петербурга избыточными. Пройдёт время, и всё может поменяться.
Сергей Софронов
коммерческий директор ГК "ПСК"
Подобные объекты важны для городской среды. Они выполняют роль акцентов, формируют индивидуальный облик, городскую панораму. Также высотные элементы пространственно подчёркивают значение локации. Сейчас большое количество людей заняты в высокотехнологичных производствах, расположенных в центральных частях Петербурга. Создание для них целого бизнес–района или даже нескольких в разных точках способно разгрузить инфраструктуру центра, распределить транспортные потоки. Строительство в одной локации только небоскрёбов — это концепция XX века. Современные архитекторы склоняются к проектам с балансом доминант и рядовой застройки даже в бизнес–кварталах. В историческом центре Петербурга качество средовой застройки очень высокое, поэтому при строительстве новых доминант важно вписывать их в окружающий контекст деликатно и осознанно. Примером хорошей новой средовой застройки является деловой квартал на Вознесенском проспекте. Тут получилось создать пространство, открытое городу, сюда часто приходят провести фотосъёмку, сделать селфи — это знак, что здание удалось.
Елизавета Гречухина
главный архитектор ГК "А101" в Санкт–Петербурге