Здравый подход: в медицине возросла роль женского руководства

В России во главе каждого пятого бизнеса стоит представительница прекрасного пола. Эксперты склоняются называть эту тенденцию позитивной, поскольку именно дамы-предприниматели приносят в культуру управления новые грани.

Это особенно справедливо, если они не копируют мужской "стиль", а подключают свои сильные истинно женские качества: осмотрительность, осторожность, эмоциональный интеллект и гибкость. В мужском обществе последнее качество часто трактуется как синоним слабости, но на деле — не так. Умение поменять своё мнение под воздействием весомых аргументов, признать, что чужое предложение интереснее — дорогого стоит, когда речь идёт о важном решении. Женщина способна сделать это не в ущерб некоторым принципам.
Такой менеджмент меняет представление о российском бизнесе в целом, как со стороны клиента, так и со стороны сотрудника. Больше внимания уделяется деталям, хотя, конечно, многое зависит от области.
Например, медицинская сфера не нова для женщин, они были в ней всегда. От младшего медперсонала до главного врача — женщина на постсоветском пространстве могла занимать любую должность. При этом, если говорить про направление хирургии, то тут перевес скорее был в пользу мужчин, но ситуация меняется: с каждым годом девушек-хирургов становится всё больше. Как отметила основатель и генеральный директор клиники DEGA Екатерина Агапова, в её организации из 13 пластических хирургов в команде 6 — женщины.
Основатель и генеральный директор клиники DEGA Екатерина Агапова

Сломать стереотипы

По данным hh.ru, по итогам 2023 года в девяти профсферах доля резюме от женщин-руководителей в целом по России превышает 50%. Больше всего топов слабого пола (73%) насчитывается в сфере "Управление персоналом", меньше всего — в автобизнесе (3%). При этом в 2023 году в топ-сферы с женским руководством вошла "Розничная торговля", а "Общепит" и "Туризм" напротив — вытеснили из списка. Среди соискательниц были востребованы такие индустрии, как транспорт, закупки, юриспруденция.
При этом в предпринимательском сообществе до сих пор бытует мнение о том, что «мужское» руководство для бизнеса всё же сильнее. Некоторые при этом считают, что такая позиция скорее основана на крепких стереотипах, которые, как известно, не так просто ломать. Как отметила Екатерина Агапова, в российской культуре принято сравнивать мужчин и женщин, а также создавать мифы о некомпетентности одних в выполнении "исконных" функций вторых. Например, принято считать, что мужчина не в состоянии справиться со стиркой, а женщина — с вождением автомобиля. "Хотя мы прекрасно знаем, что статистика говорит об обратном, а мифы эти родились в те времена, когда между представителями разных полов проходила жёсткая черта, разделяющая функционал, обязанности и нормы поведения на мужские и женские", — говорит она. В реальности же по своему опыту Екатерина ни разу не слышала о том, что мужчины-бизнесмены осуждают подход женщин к управлению. В бизнес-клубах, в которых она состоит, мужчины и женщины в равной степени интересны друг-другу, они делятся друг с другом опытом и новой информацией, не встречая осуждения.
Важным аспектом при этом остаётся психологическая устойчивость лидера. Ведь управление бизнесом по сути предполагает постоянную коммуникацию: с партнёрами, сотрудниками, контрагентами. Однако владельцы бизнесов и ТОП-менеджеры — это люди, следовательно, они не меньше других нуждаются в заботе о себе и поддержке со стороны коллег. "Чтобы сохранять внутренний баланс, необходимо научиться отдыхать. Есть мнение, что потребность в отдыхе — это слабость, но я считаю этот подход инфантильным. Взрослый человек, а лидер — тем более, несёт ответственность за своё состояние, за то, чтобы вовремя сделать паузу, не допустив выгорания, так же, как мы ответственны за то, чтобы вовремя обратиться к врачу, если нас что-то беспокоит, чтобы не допустить развития болезни и ее последствий", — уверена г-жа Агапова.

Путь длиною в жизнь

Однако времени на отдых у лидера не слишком много. Управленцы компаний — это те, кто в большинстве своём формирует один из трендов современности — спрос на обучение. Получить образование один раз и идти с ним по жизни сегодня вряд ли получится тому, чьи амбиции выходят за рамки линейного работника. По данным опросов джоб-порталов, интерес к курсам и переподготовкам в последнее время высок.
По данным агентства Smart Ranking, российский рынок онлайн-образования в 2023 году вырос более чем на 30%, до 120 млрд рублей. При этом на дополнительное профессиональное образование приходится 35%. Результаты исследования банка "Точка" и платформы GetCourse говорят о росте рынка онлайн-кол на 50 млрд рублей в 2023 году. Среди самых популярных направлений онлайн-курсов- программирование, SMM, коучинг.
Екатерина Агапова рассказала, что в 2022 году получила степень MBA, и сейчас снова учится. "В DEGA у нас организован книжный клуб для сотрудников, в котором мы обсуждаем деловую литературу, делимся знаниями и информацией. Как только останавливается развитие — останавливается жизнь бизнеса", — уверена предпринимательница. По её мнению, для любого предпринимателя главное — использовать возможности получить знания о бизнесе: из литературы, открытых источников, курсов или лекций и, обязательно, от более опытных предпринимателей. "Учиться на чужих ошибках — это большая привилегия, которой не было у многих российских предпринимателей, потому что они, по сути, были первопроходцами. Не нужно бояться обращаться за помощью. Многим это бывает нелегко, но лучше рискнуть и получить отказ, чем вовсе лишить себя возможной поддержки, важной для вашего дела", — подчеркнула она.
Быть руководителем, использующим в своей работе инструменты мягкой силы — вот одна из главных способностей девушки-топа. Гибкость и готовность меняться, чтобы стать лучше и выводить бизнес на новый уровень становятся её преимуществом, которое не так просто постичь мужчинам на высоких позициях в компании.