Клиент готов отстаивать свои интересы: цена негативного потребительского опыта

Автор фото: Freepik.com
Автор фото: Freepik.com

"ДП" продолжает публиковать наиболее интересные кейсы петербургских компаний. Запустили уникальный продукт? Интегрировали новые технологии в бизнес-процессы и готовы поделиться опытом? Провели успешную рекламную кампанию? Знаете, как можно нетривиально увеличить клиентскую базу и объём продаж? Сумели в условиях кадрового дефицита привлечь самых талантливых сотрудников? Расскажите свою историю в нашем проекте — пишите в редакцию: case@dp.ru.

Следствие ведёт в апартаменты

Компания : "Реновация девелопмент"
Проблема : негативный сюжет в федеральном телеэфире
В начале февраля в программе "Экстренный вызов 112" на РЕН ТВ вышел сюжет об одном из петербургских объектов реконструкции. "В Петербурге десятки покупателей апартаментов в историческом центре города стали жертвами мошенников и уже написали заявление в полицию. Потерпевшие утверждают, что оплатили квадратные метры, но собственниками так и не стали. Сроки сдачи дома постоянно затягиваются, команда менеджеров сменилась, и теперь, чтобы вернуть деньги, они предлагают какие–то подозрительные схемы", — говорилось в телеэфире.
Зрителям показали двух покупательниц, которые рассказали, что реконструкция затянулась дольше оговорённого срока, причём компания попросила их доплатить, пообещав, правда, увеличить и площадь апартаментов. В сюжете сообщалось, что проектом занималась фирма "Реновация девелопмент". Компания с таким названием проводит реконструкцию зданий в центре города, в том числе под апартаменты. На запрос "ДП" её представитель не ответил.
На следующий день в телеграм–канале Следственного комитета РФ появилось сообщение о том, что глава ведомства Александр Бастрыкин дал поручение организовать проверку по факту массового обмана покупателей апартаментов в Петербурге. О её итогах не сообщалось.
Реконструкция зданий под апартаменты и не только — это, по сути, создание нового объекта недвижимости. Она может включать в себя надстройку, пристройку, расширение и прочее. Словом, довольно значительные видоизменения исходного объекта. Маржинальность таких проектов довольно высока, и на этом рынке работает много строительных компаний, поэтому возникают риски столкнуться не только с известными и добросовестными застройщиками. Если реконструкцию проводит небольшая строительная компания, которая не имеет в своём портфеле реализованных и работающих объектов, то инвестору следует проявить большую степень осмотрительности при совершении сделки. Однако зачастую покупатели пренебрегают оценкой рисков. Проще всего снять с себя необходимость самостоятельно изучать все вводные данные и обратиться за квалифицированной помощью для юридической оценки объекта инвестирования, перед тем как принимать решение. Всестороннее исследование деятельности компании, комплексная проверка её финансового состояния и положения на рынке не будет стоить дорого, но сэкономит время, деньги и нервы. В данном случае покупателям лучше обратиться к юристам. И всё же стараться выбирать предложения от крупных строительных компаний.
Алексей Соловьёв
юрист ГК "ПСК"

Вывезти на своём ПО

Организация : "Ситимобил"
Задача : оптимизировать и унифицировать IT–платформу для двух агрегаторов такси с целью упрощения разработки и сокращения расходов
Старт реализации : июль 2023 года
Когда управляющая компания People&People приобрела агрегатор "Ситимобил", он работал на сложной и дорогостоящей IT–платформе. Однако в активах компании уже был агрегатор "Таксовичкоф" — с собственной платформой "Автотаксоконтроль". Переход на неё "Ситимобил" стал решением для сокращения расходов и высвобождения ресурсов на дальнейшую доработку сервиса.
Основной задачей на старте стала смена программной платформы при сохранении позитивного потребительского опыта взаимодействия с приложением — как пассажиров, так и водителей. Для последних переход обещал быть более сложным. И именно с них началось тестирование.
Процесс стартовал в июле 2023–го. Чтобы не подвергать платформу слишком большому стрессу, специалисты компании переводили водителей "Ситимобил" на новое ПО постепенно, параллельно выявляя и устраняя баги и ошибки. Попутно водителей обучали работать с новой версией приложения "Ситистарт", через которое они получают заказы. К началу октября 2023–го этот этап был завершён, но прошёл не без приключений.
Перевести всех водителей сразу было невозможно, поэтому практически 2 месяца в магазинах приложений новая версия "Ситистарт" существовала одновременно с предыдущей — и водители не всегда понимали, какую из них нужно устанавливать, а ещё почему заказы перестали приходить после отключения их региона от старой платформы. Но такая путаница была временным явлением. Далее начался процесс полировки: исправления ошибок, улучшения функций. Он продолжается и сегодня.
Для пассажиров процесс прошёл более спокойно: не были затронуты интерфейс и основные функции приложения, переход осуществлялся при его автоматическом обновлении. Единственное — требовалось заново привязывать банковскую карту, поскольку перенести платёжную информацию с одной платформы на другую невозможно. По данным компании, это вызвало заметный отток пользователей, возвращать которых пришлось с помощью маркетинговых активностей.
В результате на одной платформе работают два агрегатора с разным функционалом и настройками, но все процессы подчиняются одной системе, которой управляет сама компания. Это позволяет формировать максимально отзывчивую и гибкую инфраструктуру, не зависящую от внешних факторов. Следующий этап — развитие экосистемы бренда во всех сферах, касающихся автотранспорта и перемещения по городу. "Это не только способ расширить услуги приложения в определённой области, но и возможность сделать жизнь пользователей более комфортной и удобной, к чему мы и стремимся", — пояснили в компании.

Бесцельное расширение

Компания : МКПАО "Лента"
Проблема : низкая рентабельность бизнеса
Последствия : снижение котировок акций на бирже
Автор: Сергей Ермохин
Опубликованная в начале февраля отчётность ретейлера "Лента" не вызвала оптимизма у инвесторов. Шедшие до этого вверх котировки акций на Московской бирже начали падать практически сразу же после того, как аналитики ознакомились с операционными результатами компании за IV квартал и весь 2023 год.
При этом на первый взгляд отчёт выглядел вполне оптимистично. Компания сообщила о росте годовой выручки на 14,5%, увеличении онлайн–продаж на 31,8% и количества чеков в магазинах на 28%. Однако, несмотря на это, акции потеряли 1,8% прямо в день публикации отчёта. До обновления исторических минимумов дело не дошло, но по состоянию на конец февраля котировки вращаются вокруг уровня 745 рублей и возвращение к осенним показателям, когда акции "Ленты" доходили до 829,5 рубля, явно не просматривается.
Скептицизм инвесторов можно объяснить сомнениями в стратегии развития бизнеса, которой придерживается компания. Основная ставка делается на расширение за счёт увеличения количества магазинов путём приобретения региональных сетей. Главной сделкой 2023 года была покупка "Лентой" сети "Монетка", работающей в основном на Урале и в Западной Сибири. Благодаря этому общее количество магазинов, принадлежащих "Ленте", выросло в 3,5 раза. При этом именно категория магазинов "у дома", к которым относится "Монетка", выглядит в отчёте наиболее уверенно, прибавив за год по выручке 316,4%.
А вот традиционные для "Ленты" форматы такими успехами похвастаться не могут: гипермаркеты показали только +6%, а супермаркеты и вовсе ушли в минус на 5,1%. Отказываться от гипермаркетов, которые последние годы считаются малоперспективным направлением, "Лента" явно не намерена. Будет ли компания вкладываться в их модернизацию, чтобы повысить рентабельность направления и своего бизнеса в целом, не ясно.
Вызывают сомнения и планы ретейлера в 2024 году начать развитие собственной сети алкомаркетов "Вингараж". Эксперты указывают, что конкуренция в сегменте слишком высока, так что это может обернуться убыточной авантюрой.

Отрицательный рост

Компания : Metro AG
Проблема : кибератаки, инфляция
Последствия : падение оборота
Автор: Архив "ДП"
Немецкая компания Metro AG отчиталась об итогах I квартала 2023/24 финансового года (завершился 31 декабря). На фоне в целом хороших показателей её российский бизнес сокращается.
Так, выручка Metro AG выросла за отчётный период на 0,1%, на отдельных рынках — до 5,6%. При этом в России она упала на 22%: с 888 млн евро за аналогичный период прошлого финансового года до 684 млн. Впрочем, в общих продажах компании Россия занимает менее 10%. Снизился в российском подразделении Metro и показатель EBITDA — с 60 млн до 44 млн евро.
Провал российского бизнеса в отчёте Metro AG объясняется двумя обстоятельствами: кибератаками и инфляцией. Правда, о кибератаках компания сообщала в 2022 году, причём они касались нескольких стран. Возможно, именно в России ей потребовалось вносить наибольшие инвестиции в кибербезопасность. Что же касается инфляции, то за прошедший год рубль действительно сильно упал по сравнению с евро, в которых Metro считает свои финансовые результаты. Выручка в рублях при этом выросла за I квартал на 19,9%.
Компания Metro AG вышла на российский рынок в 2000 году. В настоящее время она управляет 93 торговыми центрами в 51 регионе. В 2022 году не стала уходить из России вслед за другими западными компаниями, однако отказалась от дальнейшего развития в стране. Эти планы остаются в силе и сейчас, отмечается в квартальном отчёте.
Падение выручки российского подразделения было зафиксировано и по итогам 2022/23 финансового года (завершился 30 сентября). Тогда она снизилась на 13,6% — с 2,9 млрд до 2,5 млрд евро. "Бизнес в России, как и ожидалось, развивался отрицательно", — говорилось в годовом отчёте. Компания предпринимала меры для исправления ситуации. Например, в марте 2023 года она отменила вход в свои торговые центры по картам гостя. Насколько действенной оказалась эта мера, не сообщается — Metro не раскрывает показатели трафика торговых центров.
По итогам 2023/24 финансового года Metro AG ожидает сохранить в России выручку на уровне предыдущего периода. "Рост продолжится во всех подразделениях, кроме российского", — отмечается в квартальном отчёте.