Угрозы из будущего: бизнес задумался о рисках после возвращения иностранцев

Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"

Вопросы, стоящие перед развивающимся производством сегодня: где взять площади под новые линии, где найти рабочих и деньги на проект? Занимаясь текущими делами и инвестируя в увеличение мощностей, промышленники одновременно задумываются о том, что будет со спросом после снятия ограничений и возвращения на рынок иностранных производителей и товаров. Эти вопросы обсуждали в ходе круглого стола в редакции "Делового Петербурга".

2023 год стал крайне удачным для петербургской промышленности. "Петербургская промышленность значительно опережает среднероссийские показатели. По итогам 2023 года индекс промышленной производства Петербурга — 109,9%, в обрабатывающих отраслях — 111,4%. Отгрузка за прошедший год — 4,4 трлн рублей, инвестиции в основной капитал по итогам года ожидаются на уровне 100 млрд рублей", — сообщил заместитель председателя комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга Дмитрий Прожерин.
К существенным достижениям прошлого года в этой сфере комитет относит увеличение площади особой экономической зоны практически в два раза за счёт появления новых площадок на Парнасе и в Шушарах. "Экспертный совет, на котором будут рассматриваться проекты первых трёх инвесторов на Парнасе, пройдёт в конце февраля. Всё происходит быстро — с учётом поставленных задач по технологическому суверенитету и импортозамещению", — говорит Прожерин.
Важное финансовое достижение — комитет добился возмещения затрат на развитие городской особой экономической зоны из федерального бюджета. Город получил 338 млн рублей в прошлом году, а в течение этого года бюджет пополнится ещё на 2,1 млрд рублей.
Городские предприятия получили по различным программам регионального Фонда развития промышленности 4 млрд рублей. "Как и обещали, каждый год мы удваиваем выдачу займов", — отметил Дмитрий Прожерин. — Заработал механизм целевого предоставления земельных участков для производственных предприятий. Сейчас около пяти заявок проходят процедуру согласования, первое постановление — уже на выходе".

Кто, где, сколько?

"Ключевые проблемы: где строить предприятие, за счёт каких денег финансировать инвестиционный проект и кто будет работать на нём", — выразил мнение Михаил Косарев, генеральный директор Индустриального парка М10, председатель Совета Ленинградского областного отделения "Деловой России". Он подчеркнул, что у руководителей промышленных предприятий как правило нет опыта строительства заводов с нуля, что приводит к различным сложностям, в том числе к заниженным ожиданиям по срокам.
"От выбора земельного участка до завершения строительства завода, как правило, проходит 2–3 года. Мы понимаем, сколько изменений может произойти в экономике, в геополитике за это время, — нарушение логистических цепочек, сложности с поставками оборудования, изменение ключевой ставки, которая критически важна для кредитования. Построить завод в этих реалиях, конечно, весьма непросто. Нужен опытный индустриальный девелопер, кто поможет сократить неопределённость в строительстве, сроки реализации проекта, а также подскажет, подходит ли проект под получение льготного финансирования — кредиты по льготной ставке сейчас как никогда важны. Такую помощь могут оказать индустриальные парки, а в части вопросов финансирования — и профильные органы власти", — говорит он.
Следующим существенным фактором является кадровый вопрос. "Решать его государству нужно в увязке с бизнесом. Кооперация между государством и будущими работодателями важна, чтобы направить ресурсы на подготовку востребованных специальностей, а подросткам со школьной скамьи рассказывать о возможностях получения рабочих профессий, в том числе — и о зарплатах квалифицированных специалистов. В условиях кадрового голода сейчас компании зачастую просто перекупают сотрудников друг у друга. Это приводит к росту издержек, монополии работников — очень плохой фактор для продолжения промышленного развития. В М10 мы вынуждены создавать квартал служебного жилья для сотрудников предприятий, чтобы обеспечить дополнительные условия для сохранения работников и привлечения новых", — добавил Михаил Косарев.
Финансовые вопросы, включая высокую ключевую ставку, также не способствуют более активному развитию промышленности. Снизить издержки позволяют различные меры поддержки от государства, однако они доступны не всем. Например, программа промышленной ипотеки, к сожалению, так и не стала массовой.
"Всё познаётся в сравнении — если сравнивать показатели последних четырёх лет год к году, то сейчас происходят просто какие-то фантастические вещи. Мы в прошлом году приросли на 30%, в этом году планируем примерно такой же прирост. С точки зрения развития сегодня нет препятствий. Напомню, что ещё четыре-пять лет назад у нас не было почти ничего, а сейчас мы говорим про инструменты поддержки и пр. На самом деле сейчас просто изобилие государственных и федеральных инструментов. Например, мы не пользовались региональными — федеральные оказались выгоднее. Так, например, мы воспользовались в федеральной программе льготного кредитования по 895-му постановлению, она проще, потому что для получения поддержки нужно просто предъявить оборудование. Плюс ставка на 1% выгоднее. В целом, инструментарий такой, что просто глаза разбегаются. И отдельно хочется поблагодарить комитет по промышленной политике, который оказывает производственникам всестороннюю поддержку", — выступил генеральный директор ООО "РОСТтерм" Иван Багаев.

Проблемы из будущего

Одной из важных мер поддержки со стороны государства и рынка в целом производители хотели бы видеть поддержку экспортных начинаний российского бизнеса и, возможно, ввод новых ограничений для иностранных игроков. В перспективе серьёзную угрозу многие видят в китайской продукции, производство которой на экспорт субсидируется КНР.
"Основная проблематика, которую мы видим, когда строим какие-то стратегические планы, — стереотипы, в борьбе с которыми нам и нужна сейчас поддержка государства и профильных комитетов, в том числе — со стороны СМИ. Есть стереотип в головах потребителей о том, что всё российское — плохое. Да, сейчас, пока действуют ограничения, мы можем развиваться и работать. Но как только их снимут, на рынок хлынет европейское оборудование, опять всё развернётся. Мы должны будем быть не просто в цене европейского продукта, а быть на 20-30% дешевле. Нужно работать над тем, чтобы "Сделано в России" звучало гордо, надо пользоваться отечественными продуктами и поддерживать отечественных производителей. Если это получится, то возврат любого европейского бренда и китайских производителей на нас не отразится. Когда российский потребитель будет понимать, что произведённый продукт в России генерит рабочие места, налоги и общее развитие страны, что все деньги остаются и работают внутри страны, а не уходят в Китай или Европу, то потребитель будет делать более осознанный выбор в пользу отечественного производства при прочих равных условиях по цене", — рассуждает Иван Багаев.
Многие российские производители за последние годы существенно увеличили качество своей продукции, отметил он. "Например, выпускаемые нами трубы по качеству превосходят европейские. Более того, новое оборудование, которое мы сейчас ждём, мы сами дорабатывали силами своих научных сотрудников. И эти доработки наши немецкие партнёры интегрировали в новое оборудование, которое мы ожидаем уже в текущем месяце, — рассказал Иван Багаев.
"Я согласна, что сейчас — время промышленности. Производства загружены и даже перегружены. Например, у нас есть заказы до мая. Но эта история закончится. Иностранные производители всё равно возвращаются. На самом деле многие и не ушли, они просто поставляют по-другому, — говорит генеральный директор АО "Фирма Изотерм" Виктория Нестерова. — В то же время я, например, очень жалею о том, что ушли иностранные конкуренты, потому что мы с ними очень остро бились в технологиях. В результате, что мы делаем сейчас? Мы всё равно поедем в Милан на выставку, мы всё равно будем смотреть, что делают немцы, чехи и так далее, и эти технологии привезём сюда. Наша продукция, должна быть конкурентоспособная всегда. И мы должны быть готовы к тому, что завтра вновь откроются все двери".
Одновременно "Фирма Изотерм" развивает и работу на зарубежных рынках. "В Китае наш сегмент не сильно развит, но у нас уже есть запросы на поставку туда нашей продукции. Товарный знак в Китае мы уже зарегистрировали. Работаем над лучшим соотношением цены и качества, тогда все рынки будут открыты. Только работай", — прогнозирует Виктория Нестерова.
"Мы с прошлого года работаем на холодильном рынке, и мы не боимся, что вернутся европейские производители, Мы, наоборот, рассматриваем международные рынки как перспективные для работы. В Китае наш сегмент не сильно развит, с учётом внутренней российской конкуренции в нашем сегменте по некоторым позициям мы имеем действительно очень хорошие цены, может быть, даже лучшие в мире и в большинстве стран. В прошлом году благодаря нашим инновационным продуктам мы получили резидентство "Сколково", — сообщил генеральный директор ООО "АБХМ ПРО" Дмитрий Константинов.

Кадры — со школы

Два года назад была утверждена кадровая политика Санкт-Петербурга, напомнил Дмитрий Прожерин. Один из проектов в этой области — "Петербург заводской", призванный популяризировать работу на производствах.
"Комитет создал уникальную экосистему по привлечению кадров в промышленность, которая объединяет на цифровой платформе соискателей и промышленные предприятия", — пояснил чиновник.
"Основная проблема в этой сфере, наверное, в том, что очень много неквалифицированных кадров. Мы решаем её тем, что берём людей, действительно, со школы, начинаем со школ их вести и вкладывать средства в их образование непосредственно под своё производство", — уточнил Иван Багаев.
"Мы тоже работаем со школьниками, вопрос пропаганды рабочих профессий очень важны. Я провожу открытые уроки в школах в Колпино и рассказываю, что нужно получать рабочие профессии, что они обеспечат хорошую заработную плату и отличные условия труда. А дети этого не понимают, у них в голове стереотип о жутких грязных производствах. В итоге мы приглашаем их к себе, устраиваем экскурсии, всё это показываем, рассказываем. Это длинный путь и, на мой взгляд, не обязательно этим должны заниматься только производители. Этим должен заниматься весь город, правительство. Надо доносить, что рабочая профессия — это круто. И делать это простым языком, на детском", — полагает Виктория Нестерова.
Она также обратила внимание на высочайший конкурс на учебные места в колледжах. "Зампредседателя комитета по образованию говорит, что у нас 1000 колледжей и конкурс семь человек на место. Но если у нас конкурс семь человек на место и такая очередь, значит, должно быть 7000 колледжей, а где в новом градостроительном плане они учтены? И кто, когда и за чьи деньги это будет строить? Время идёт", — уверена Виктория Нестерова.
"Конечно, кадры — одна из существенных проблем. Приходится соперничать по зарплатам и с маркетплейсами, и с СВО. Люди, особенно из регионов, которые не пошли на СВО, хотят эти 200 тысяч зарабатывать у нас", — отметил Дмитрий Константинов.

Залоги для развития

Промышленникам предоставляются финансовые меры поддержки, но они мало доступны широкому кругу компаний. "Все знают, что по промышленной ипотеке нет лимитов. Но мы подались во все банки, стоим в очереди. Также хотелось бы поднять вопрос залогов. Залог сейчас оценивают как можно ниже, дисконт — 50%. Это вопрос нерешаемый", — считает Нестерова. Ещё сложнее привлекать финансирование молодым предприятиям, у которых нет особых активов и возможностей для получения кредитов по выгодным ставкам.
"Тема залогов — крайне важная. Для компании вроде нашей, которая хочет активнее развиваться, это существенный барьер. На том этапе развития, на котором мы находимся, у нас нет такого количества залогов, чтобы развиваться так, как мы хотим, — говорит Дмитрий Константинов. — Мы никогда не получали никакие субсидии".
"На примере компаний, с которыми мы общаемся, и резидентов наших индустриальных парков могу сказать, что среди структур малого бизнеса о мерах поддержки крайне мало кто-то слышал. Тут надо заниматься не пропагандой, а просвещением", — убеждён коммерческий директор RAUM Group (ГК РАУМ) Александр Маслаков.
"Мы стараемся держать наших резидентов в курсе государственных программ стимулирования промышленности. Среди резидентов Марьино есть и компании, получившие промышленную ипотеку на стройку, и те, кто пользуется другими мерами поддержки", — рассказал руководитель индустриального парка "Марьино" Александр Паршуков.

Земельный вопрос

Принципиальным для развития промышленности в Петербурге стало изменение подходов к участкам производственного назначения в принятом недавно Генплане, говорят эксперты. "Комитет сохранил большинство действующих предприятий. У предприятий появилась возможность для расширения в рамках города", — заявил Дмитрий Прожерин.
Александр Паршуков отмечает рост количества предприятий, выбирающих для себя работу в индустриальных парках. "В последние годы их стало значительно больше, чем раньше, поток увеличился после ковида. Приходят представители разных отраслей. В основном это компании, которые развиваются последние 25-30 лет, а сейчас "созрели" для создания современного, нового производства и переезду с арендных площадей. К финансированию все подходят по-разному. Кто-то принципиально строит за свои и не берёт кредиты, таких не меньше трети. Это люди, которые привыкли рассчитывать только на себя, которые не хотят ставить созданный ими бизнес в зависимость от условий финансирования и конъюнктуры рынка. Такой подход не способствует экспоненциальному росту, зато гарантирует финансовую стабильность производства. Есть компании, которые, напротив, изыскивают все возможности по получению заёмного финансирования — естественно, на льготных условиях", — рассказал Александр Паршуков.
В индустриальные парки приходят те, кто планирует долгосрочное развитие, отмечает он. "Сейчас многие растут так, как они не росли никогда. Благодаря уходу с рынка иностранных конкурентов российские компании получили шанс расширить свою долю рынка. В краткосрочной перспективе это даёт шанс получить сверхдоходы, но для долгосрочного успеха нужна стратегия развития. Помимо развития технологий, совершенствования методик управления и развития компетенций персонала, необходимо и современное помещение. Очень сложно быть на острие технологического развития, арендуя цех в здании советского периода. Руководители многих предприятий, ранее рассматривавшие возможность строительства новых производственных мощностей, сейчас активно реализуют эти планы, строя новые заводы", — добавляет он. Непосредственно в "Марьино" свободная земля практически закончилась — осталось порядка 20 га, из которых по 10 га уже идут переговоры. "В конце прошлого — начале этого года пошёл тренд на укрупнение размера сделки. Если в прошлом году самый популярный запрос был на 1 га, то сегодня размер запрашиваемого земельного участка — от 1,5 га до 5 га", — поделился наблюдениями Александр Паршуков.
"Резидентство в индустриальном парке, возможно, выглядит как дорогая затея, но по факту, когда ты столкнёшься один на один со всеми проблемами при реализации собственного девелоперского проекта на участке в чистом поле, мнение изменится. Преимуществ у индустриального парка много, особенно существенно это для небольших производств, которым нужно запустить производство максимально быстро без больших вложений, с хорошей транспортной доступностью и развитой инфраструктурой. А вопрос ресурсов уже решён управляющей компанией, что сокращает срок получения необходимых мощностей. В прошлом году на территории одного из наших объектов мы запустили пилотный проект технопарка с производственными помещениями востребованной нарезки. Так как спрос на небольшие помещения, площадью порядка 300 м2, был стабильно большим. Проект мы начали реализовывать в августе, предложив нарез от 250 до 400 м2. Не успев завершить строительно-монтажные работы, мы законтрактовались полностью, подписав договоры с различными представителями лёгкой промышленности, это электроника, пошивочные цеха, сборка и сервисное обслуживание узлов управления. В этом году мы продолжим развитие данного сегмента", — пообещал Александр Маслаков.
"Решение сохранять промышленные территории было очень важным для города. На текущий момент комитет рассматривает около 10 проектов отраслевых технопарков с производствами медоборудования, радиоэлектроники, машиностроения, беспилотников и т.д. Что укладывается в политику мест приложения труда, принятую в 2022 году", — сообщил Дмитрий Прожерин.
Заместитель руководителя департамента продаж Российского аукционного дома в Петербурге Дарья Гончарова говорит, что необходимо как можно быстрее донести эту информацию до владельцев таких участков.
"В текущей ситуации на земле с промназначением, очевидно, что редевелопмент невозможен, поскольку город занимает крайне твёрдую позицию. Реализация таких участков по цене, которая была заплачена девелоперами, рассчитывающими на строительство жилья, вряд ли возможна. Остаются варианты — развивать их в промышленных целях или снижать стоимость. В противном случае есть реальный риск, что город столкнётся с паузой в развитии этих территорий. На рынке недвижимости накоплен достаточно высокий дефицит объектов производственного назначения, и участникам рынка хотелось бы, чтобы это направление продолжало активно развиваться, а не ставилось на паузу на семь лет. Понятно, что владельцам таких территорий будет трудно решиться на снижение цены. Однако у РАД есть конкретные примеры по закрытым в 2023 году сделкам в этом сегменте, где решение владельцем о продаже принималось в течение года. В итоге, когда нам удавалось договориться о выставлении объекта на торги, они успешно завершались с первого раза, т.е. уже через месяц после их объявления. Тем не менее, нередки ситуации, когда собственники медлят с решением и выставляют свои объекты объективно вне рыночных цен. И хотя на данный момент спрос на производственно-промышленные объекты действительно крайне высокий, нельзя рассчитывать, что будут желающие покупать активы выше рыночной стоимости, особенно, учитывая общие издержки", — резюмировала Дарья Гончарова.