СК завершил расследование дела против генералов Умнова, Абакумова и Семёнова

Автор фото: Евгений Асмолов / "ДП"
экс-начальник ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Сергей Умнов

В Генпрокуратуру для утверждения обвинительного заключения передано уголовное дело о коррупции в петербургской полиции.

Следственный комитет России (СКР) завершил расследование громкого коррупционного дела, обвинение по которому по ст. 290 УК (получение взятки) предъявлено помощнику министра внутренних дел, бывшему начальнику ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти генерал–лейтенанту Сергею Умнову, его заместителю в петербургском главке по тылу генерал–майору Ивану Абакумову, главе регионального УГИБДД генерал–майору Алексею Семёнову и экс–начальнику правового отдела УГИБДД Елене Копьевой.
Кроме того, обвинение по ст. 291 УК (дача взятки) предъявлено по этому делу четверым петербургским коммерсантам.
Сейчас, как стало известно "ДП", уголовное дело направлено в Генпрокуратуру для принятия решения об утверждении обвинительного заключения. Если надзорное ведомство примет положительное решение, его направят в суд.
Эту информацию "ДП" подтвердил адвокат Михаил Крылов, защитник Алексея Семёнова. По его словам, никто из указанных фигурантов вину в инкриминируемых им деяниях не признаёт. "ДП" направил запрос в СКР.
Уголовное дело в отношении петербургских силовиков возбудили ещё в 2020 году, но с мёртвой точки оно сдвинулось летом 2022–го. Тогда задержали, а затем и арестовали Сергея Умнова, Алексея Семёнова, Ивана Абакумова и Елену Копьеву.
По версии следствия, в 2013–2018 годах межрайонные регистрационно–экзаменационные отделы (МРЭО) ГИБДД заключали договоры безвозмездного пользования помещениями, где размещались также коммерсанты, оказывающие платные услуги автовладельцам. За продление этих договоров, как следует из материалов дела, предприниматели совершали регулярные взносы в НКО "Фонд содействия программам ГУВД". Отметим, что в этот фонд вносили пожертвования не только фигуранты уголовного дела, но и другие бизнесмены.
В деле — 11 эпизодов получения взяток на общую сумму 65 млн рублей. Следствие полагает, что они были потрачены на приобретение абонементов в фитнес–клубы, покупку машин Toyota, ремонт помещений в здании петербургского главка на Суворовском проспекте, на концерт к юбилею УГИБДД, прошедший в 2016 году в БКЗ "Октябрьский", где побывали около 3 тыс. человек (сотрудники полиции со своими семьями) и т. д.
При этом СКР отмечает: часть денег тратилась и на уставные цели фонда — оказание информационной, консультационной, финансовой поддержки петербургской полиции. Эти действия обвиняемых следствие объясняет тем, что они желали создать "видимость эффективности своего руководства, положительной оценки своей служебной деятельности" и что это "являлось необходимым условием для карьерного роста".
По завершении следствия Сергей Умнов, как писал "Коммерсантъ", направил в СКР обращение с анализом версии обвинения, назвав этот документ "рапортом".
"Оценив собранные доказательства, полицейский письменно уведомил следователя о том, что материальными благами воспользоваться не успел, а карьеру завершил с понижением в должности", — отмечало издание.
Алексей Семёнов, изначально дававший развёрнутые показания по всем вопросам, отрицает получение выгод от НКО "Фонд содействия программам ГУВД" и утверждает, что не имел отношения к органам управления фонда, в том числе к получению и распределению средств.
В свою очередь его адвокат Михаил Крылов подал ходатайство о прекращении уголовного преследования своего подзащитного в связи с его непричастностью. В беседе с "ДП" защитник пояснил, что, к примеру, в силу объективных обстоятельств экс–глава УГИБДД не мог заниматься организацией подготовки и подписания договоров с коммерсантами. Инкриминируемые преступления совершались в 2013–2018 годах, но Семёнов возглавил УГИБДД только в октябре 2017–го. До этого он был заместителем начальника УГИБДД, курировал работу дорожно–патрульной службы, не имеющей отношения к МРЭО.
"Действия, инкриминируемые моему подзащитному в 2013–2017 годах, не согласуются с материалами уголовного дела. Из–за отсутствия в этот период полномочий Семёнов не мог и не подписывал эти договоры", — говорит Михаил Крылов.
По словам адвоката, в уголовном деле нет доказательств, что его подзащитный или его близкие извлекли какие–либо выгоды: не пользовались иномарками, в фитнес–клубы по абонементам не ходили, не получали денег ни в наличной, ни в безналичной форме. "Квалификация обвинения по ст. 290 УК как минимум ошибочна, — подчёркивает Михаил Крылов. — Она противоречит позиции Верховного суда РФ, закреплённой в постановлении пленума ВС РФ по делам о взяточничестве и иным коррупционным делам".
В целом, анализируя материалы всего уголовного дела, защитник Семёнова отмечает "множество дефектов как по нормативно–правовой линии, так и в части доказательственной базы в отношении должностных лиц".
Фонды, подобные НКО "Фонд содействия программам ГУВД", существуют во множестве субъектов РФ. Их уставными целями является адресная помощь госучреждениям, в том числе правоохранительным структурам. По факту это снижение финансовой нагрузки на федеральный бюджет при недостаточности и дефиците финансирования, считает Михаил Крылов. "Если принять во внимание позицию следствия, то с большей степенью вероятности в обозримом будущем такой подход либо парализует, либо исключит работу аналогичных структур, — полагает адвокат. — Дарители и жертвователи подобных фондов будут бояться оказывать финансовую помощь из–за угрозы попасть под уголовное преследование. Получатели этой помощи также вряд ли захотят рисковать".