Старые автомобили в Петербурге приблизились по цене к новым

Автор фото: Михаил Тихонов / "ДП"

Стоимость подержанных и новых машин практически сравнялась. Эксперты ждут сокращения вторичного авторынка.

По данным аналитиков компании "Автомаркетолог", в 2023 году в Петербурге основная доля продаж подержанных автомобилей пришлась на парк старше 10 лет. Их продали более 83 тыс. штук, что больше, чем в 2022–м (когда реализовали около 70 тыс.). При этом продажи более "свежих" машин в Северной столице сократились. В категории "до 3 лет" — до 29 тыс. единиц (по сравнению с 35,2 тыс. в 2022 году). А в категории "от 4 до 7 лет" они выросли до 47,8 тыс. (с 37,4 тыс. годом ранее).
По оценкам экспертов, больше всего машин на вторичный рынок Петербурга — почти 21 тыс. штук — в прошлом году поступило из Ленинградской области. Значительная часть также приехала из Москвы (11,4 тыс. подержанных легковушек) и Подмосковья (4,8 тыс.). Лидером масс–сегмента стала Lada (15,5 тыс. штук). Вторую и третью строчки рейтинга занимают Kia и BMW (почти 14 тыс. штук у каждого бренда). Всего за 2023 год в Северной столице зарегистрировали 185,9 тыс. легковых автомобилей с пробегом — на 8% больше, чем годом ранее.
Эксперты даже выяснили, в каком районе Петербурга прописаны автомобили с самым большим пробегом. Самый старый автопарк — в Приморский районе. Здесь зарегистрированы около 52 тыс. автомобилей в возрасте старше 10 лет, рассказали "ДП" в проекте "Автомаркетолог" со ссылкой на данные собственного исследования. А наиболее молодой — в Адмиралтейском. Здесь числятся около 8,8 тыс. новых легковых машин (в возрасте до 3 лет).
Свою статистику старения рынка, правда уже по итогам января, представили и аналитики автомобильной системы Pango Cars. По их данным, в первом месяце текущего года самым продаваемым авто с пробегом в Северной столице стал Hyundai Solaris, за которым следуют Volkswagen Polo и Kia Rio.
В ценовом разрезе самый высокий спрос пришёлся на машины стоимостью от 500 тыс. до 1 млн рублей (36% от объёма продаж). И более четверти — 27% покупателей — приобрели авто с пробегом по цене 1–1,5 млн рублей. Отметим, что почти половина приобретённых в январе подержанных машин имела пробег от 100 до 200 тыс. км.

Будут ли подержанные автомобили дорожать в 2024 году

Как полагают в пресс–службе Pango Cars, рост рынка машин с пробегом в России в 2024 году может достичь 10%. "Дополнительное ускорение может появиться во второй половине текущего года при условии понижения ключевой ставки Центробанком. Тогда покупка автомобиля с пробегом станет доступнее", — отметили в компании.
Другие эксперты настроены не так оптимистично. В прошлом году рынок машин с пробегом действительно значительно прирос (на 23,1%) и превысил 6,6 млн штук. Из них 73% продаж составили иностранные бренды, рассказал руководитель проекта "АвтоМаркетолог" Олег Мосеев на конференции "Вторичный рынок" 13 февраля. При этом, по его прогнозу, в 2024 году этот рынок сократится на 3,7%, до 6,44 млн машин. "Он точно будет снижаться. И мои ощущения, основанные не на математике, говорят, что мы увидим даже большее падение рынка: скорее всего, это будет 10%", — сказал он.
Ситуация сложилась интересная: продажи машин с пробегом снижаются, а новых — растут серьёзными темпами, говорит директор по развитию и продажам "Авто.ру Бизнес" Даниил Шкурыгин. По его оценке, в 2023 году цены на подержанные легковушки выросли в среднем на 25,7%, а на новые — на 10,7%. "Происходит некая “каннибализация”. Цены на подержанные машины приблизились к новым авто. И мы нередко наблюдаем ситуацию, когда какой–нибудь “китаец” с небольшим пробегом, достаточно свежий, выставлен по цене, схожей со стоимостью нового у официального дилера", — рассказывает Даниил Шкурыгин.

Выгодно ли продавать автомобиль без дилера

По мнению эксперта, сегодня рынок новых легковых автомобилей оживает: выросли объёмы поставок от производителей, появились новые бренды и дефицит постепенно превращается в профицит. "Мы это видим и по оборачиваемости. Весь предыдущий год новые автомобили продавались быстрее, чем с пробегом, а в IV квартале тренд пошёл на сближение. Планы на 2024 год — космические, производители вынуждены включать акции, чтобы стимулировать продажи нужными темпами, и более того — эти темпы должны расти, чтобы машины не застаивались на складах", — подчёркивает Даниил Шкурыгин.
В том числе по этой причине trade–in снова становится основным каналом в объёме пополнения складов у автодилеров. Поступления машин по нему достигли доли 46%, в то время как прямой выкуп с рынка снизился и сегодня составляет в среднем около 22%. Эту тенденцию подтверждают и в регионах. Поступления автомобилей через trade–in растут, подтверждает директор направления автомобилей с пробегом компании "Ай–Би–Эм" Константин Титенко. "Думаю, что в 2024 году в городах–миллионниках будет развиваться и выездной выкуп. Мы также отмечаем рост пользователей, которые меняют “Китай на Китай”: например, старый Cherry меняют на новый. Такие случаи уже не единичны", — говорит он.
Дилеры действительно намерены нарастить долю на рынке подержанных авто. В отличие от "частников" они готовы давать гарантию на проданные машины с пробегом и скидки на услуги своего сервиса. Конкуренция растёт, хороших машин становится меньше, а тех машин, которые дилеры для себя считают хорошими, — вдвое–втрое меньше, подсчитывает директор направления автомобилей с пробегом ГК "БорисХоф" (экс–Inchcape) Николай Тимофеев. Компания намерена запустить программу по выкупу автомобиля в любом регионе страны, в том числе там, где не имеет собственных стационарных точек. "Выкупать в регионах, чтобы продавать в Москве, не всегда выгодно. Иногда выгоднее сделать наоборот: купить в Москве и продать в регионе. Эту гипотезу мы будем проверять в начале этого года", — отмечает он. Такая экспансия может серьёзно усложнить бизнес частных продавцов, которые зарабатывают до 10% маржи при перепродаже подержанных автомобилей из городов–миллионников в регионы и обратно.