Активная локализация российских компаний повысила обороты трейд–маркетинга

Автор фото: Михаил Тихонов / "ДП"

Офлайн–услуги рекламы и продвижения не сдают позиций перед интернетом и показывают рост. Особенно это заметно в сфере трейд–маркетинга.

Трейд–маркетинг, или торговый маркетинг, — это концепция, которая направлена на стимулирование рынка через цепочку "производитель — дистрибьютор — торговая точка — конечный потребитель". Основная задача, которая при этом ставится, — непосредственное увеличение продаж и прибыли, отмечает генеральный директор коммуникационного агентства PR Partner Инна Анисимова. Чтобы этого добиться, нужно оптимизировать работу на всех этапах: увеличить объёмы товара, убедить торгового партнёра его закупить и повысить лояльность покупателя.
По данным исследования Российской ассоциации маркетинговых услуг (РАМУ), на рынке трейд–маркетинга наибольший рост оборотов в прошлом году показал retail audit. Он вырос в среднем на 26%. Административный аутсорсинг подрос на 24%, а оборот в e–com — на 21%. Технический мерчандайзинг и Trade Marketing увеличились на 16%. По прогнозам РАМУ, в 2024 году рынок вырастет ещё примерно на 20%.
Обороты услуг торгового маркетинга в 2023 году увеличились, как и весь рекламный рынок, подтверждает руководитель отдела брендинга и коммуникаций маркетингового агентства Demis Group Анна Махмутова. "В сравнении с другими маркетинговыми направлениями трейд–маркетинг показал не такой бурный рост, как, например, телевизионная и наружная реклама, где динамика составляет 30–40% прироста. В трейд–маркетинге она движется от 20 до 26% в зависимости от услуги", — комментирует Анна Махмутова. Она добавляет, что в 2024 году бюджеты не сократятся и сохранят свои показатели, потому что трейд–маркетинг нужен для продвижения в сфере ретейла. Можно прогнозировать повышение оборотов до 15%, связанное с инфляцией и ростом площадок присутствия.
Эксперты отмечают, что основная причина роста оборотов услуг трейд–маркетинга — локализация российских компаний, которые смогли занять освободившиеся ниши. Это касается FMCG–сектора, например производителей косметики, бытовой химии.
Инна Анисимова добавляет, что рост сегмента также связан с разнообразием каналов продвижения: компании используют и онлайн–, и офлайн–торговлю, внедряют новые инструменты в соцсетях, в том числе бесплатные, например через "Дзен". Кроме того, вдвое выросло число собственных торговых марок — брендов, которые принадлежат оптовым и розничным продавцам, а не производителям. За счёт этого компании лучше контролируют процесс производства, следят за качеством и количеством продукции. Такая позиция позволяет бренду рассчитывать на доверие своих покупателей.
Однако не все игроки рынка согласны с результатами исследования РАМУ. По словам основателя агентства интернет–маркетинга OptimPro Антона Полилова, основной нюанс в том, что анкетирование прошли агентства, которые занимаются именно офлайн–направлением.
"Тут бы очень сильно помог вопрос с распределением оборота компании по услугам, а не просто наличием этих услуг. Поэтому возможны искажения данных, например по направлению e–com. Так как по всем метрикам и данным от года к году e–com продолжает рост, заметно опережая другие направления", — отметил эксперт.