Индия и Китай усилили давление на фармацевтический рынок России

Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"

Определяющим фактором на фармрынке остаётся импортозамещение, которое порой приводит к неожиданным экономическим последствиям.

Так, из–за дешёвых российских препаратов, которые постепенно начинают заполнять полки аптек, к концу 2024 года мы можем недосчитаться целого ряда игроков на аптечном рынке.
Процессы замещения импорта в фарминдустрии начались в 2022 году, и в 2024 году российские компании продолжат наращивать свою долю на рынке. Активность отечественных производителей в значительной степени стимулирует рост спроса на российские лекарственные препараты. По мнению экспертов, востребованность отечественной продукции прежде всего зиждится на более низкой стоимости по сравнению с импортными аналогами. С учётом растущей инфляции и, как следствие, снижения покупательной способности россиян увеличение спроса на более дешёвые российские лекарства продолжится и в 2024 году.
Кроме того, востребованность обусловлена переключением терапии с иностранных лекарственных препаратов на российские. Это ведёт к трансформации соотношения в объёмах продаж зарубежных и локализованных продуктов, что становится сигналом для отечественной фармы к наращиванию объёмов производства.
Однако полная независимость от импорта возможна только при условии производства собственного фармацевтического сырья. Но из–за небольшого рынка сбыта производить сырьё отечественным производителям пока невыгодно, и не менее 80% субстанций всё ещё завозятся в Россию из–за рубежа — в основном из Китая и Индии. Тем не менее аналитики считают, что ситуация постепенно меняется и уже в 2024 году целый ряд компаний по синтезу фармацевтических субстанций выйдет на рынок. Естественно, целью таких проектов не является полное замещение импорта. По мнению экспертов "АРЭНСИ Фарма", скорее это конкуренция за наиболее интересные сегменты рынка, но только там, где это оправданно экономически.
По данным DSM, доля отечественных препаратов на российском фармацевтическом рынке к концу 2023 года составила менее 40% и дальнейшее увеличение этой доли, которое неизбежно, предполагает серьёзную перезагрузку рынка.
По мнению опрошенных "ДП" экспертов, далеко не все игроки к ней готовы. В частности, замене дорогих зарубежных продуктов на дешёвые отечественные совсем не рады операторы аптечного рынка. В течение второй половины 2023 года продажи лекарств в упаковках неизменно снижаются, в связи с чем прежней галопирующей доходности, к которой уже привыкли аптечные сети, в 2024 году они не увидят.
По прогнозам DSM, в следующем году в абсолютных цифрах рост в среднем по рынку составит не более 8–10%.
Эксперты считают, что прирост прибыли аптечным сетям в ближайший год сможет обеспечить расширение ассортимента — причём не за счёт лекарственных средств, а путём добавления в продуктовую линейку витаминов и БАДов. Ещё одним способом увеличить продажи является развитие собственных интернет–магазинов и сотрудничество с различными маркетплейсами.
Впрочем, от консолидации рынок это не спасёт. Прогнозируется, что к концу года на игровом фармацевтическом поле останутся только крупные сети, которые гибко подстраиваются под изменения с точки зрения предложения новых услуг и сервисов, а также твёрдо стоят на ногах, имея запас прочности и выгодные условия от поставщиков.
Мелкие игроки или вообще покинут рынок, или станут выстраивать франчайзинговые отношения, начав работать под брендом более значительных.