В Новгороде готовятся полноценно перезапустить бывшую мебельную фабрику IKEA

Завод ЛДСП в Новгороде быстро оправился от потрясений, связанных с уходом IKEA. А мебельная фабрика только готовится к полному запуску и пока работает в одну смену.

После перезапуска бывшей промышленной площадки IKEA в Новгородской области прошло полгода. "Деловой Петербург" отправился в деревню Подберезье под Великим Новгородом, чтобы увидеть, как чувствует себя производство, вырванное из глобальной технологической цепочки.

С чего начинается шкаф

Скептики твердили, что после ухода зарубежных компаний локальные производства ждёт деградация. Спустя больше чем полтора года после смены собственника завод ЛДСП работает в полные четыре смены и прирастает сотрудниками — они с весны возвращаются на рабочие места после длительного простоя в прошлом году. На подъезде к предприятию пыхтит дымовая труба — это собственный энергозавод. Рабочие рассказывают, что здесь, как и прежде, перерабатываются остатки древесной стружки и производится тепло, которое подсушивает пригодное для работы сырьё. Кстати, вся древесина поставляется на завод из местных лесов от аккредитованных ещё шведами поставщиков и тут же лежит собранными штабелями брёвен.
На территории предприятия по-прежнему функционируют две отдельно стоящие площадки: завод по производству ламинированных древесно-стружечных плит (ЛДСП) и мебельная фабрика по производству мебели из ДСП. В конце марта 2023 года оба этих объекта, которые раньше работали под названием "ИКЕА Индастри Новгород", купила компания Вадима Осипова — ООО "Инвест Плюс". Под его началом предприятие сменило название на ООО "Экстраверт". Как поясняют в руководстве компании, на сегодняшний день Extravert — это b2b-бренд, который является поставщиком ЛДСП для мебельной промышленности. Это значит, что в рознице его можно найти разве что в DIY-сетях.
Как рассказала HR-директор ООО "Экстраверт" Светлана Копчикова, до 2022 года в компании работали 700 сотрудников, сейчас на предприятии трудятся 415 человек. После смены собственника условия труда не изменились и по-прежнему включают ДМС, обучение, развозку, столовую и материальную поддержку. Очевидно, что всё оборудование унаследовано от прошлых хозяев, но за комплектующие здесь не боятся — сотрудники предприятия говорят, что проблема импортозамещения была решена ещё в прошлом году.
Но если завод ЛДСП быстро оправился от потрясений, то мебельная фабрика только готовится к полному запуску и пока работает в одну смену. К слову, общая производственная мощность завода ЛДСП составляет более 500 тыс. м3 шлифованной плиты, а фаб­рики корпусной мебели — более 7 млн корпусов шкафов и кухонной мебели в год.
В своё время ИКЕА гордилась тем, что делает мебель буквально с нуля: древесное сырьё из щепы и горбыля (боковая часть бревна) измельчается в стружку, сушится, сортируется, смешивается с клеем и попадает под главный пресс в виде гигантского ковра, после чего охлаждается, шлифуется, ламинируется и, наконец, нарезается на листы стандартных форматов. После всех этапов шлифованные и ламинированные плиты готовы к отгрузке или к дальнейшему производству на мебельной фабрике, которая находится в соседнем здании.

Привычка делать по стандарту

Выйдя на улицу, через дорогу попадаешь на мебельную фабрику, где свежие ламинированные плиты должны превращаться в наборы корпусной мебели. Даже если не знать, что это предприятие имеет родственную связь с европейской компанией, несложно догадаться, что таковая когда-то имелась. И дело не в мебели ИКЕА, которая встречается в главном офисе производства, не в табличках и обозначениях хорошо знакомым шрифтом, которые ностальгически шлют привет из прошлого. Скорее в общем духе и настроении, в том, что принято называть корпоративной культурой предприятия: опрятности, манере общения, фанатичном отношении к безопасности (даже на лестничных ступеньках подмигивают советы) и всеобщей стандартизации процессов.
"Чем отличается "Макдоналдс" от шашлычной на трассе? Тем, что "Макдоналдс" всегда даёт стандартизированный сервис. Вы можете на 99 % предсказать свой опыт взаимодействия с этим брендом вне зависимости от того, в какой географической точке находитесь. Так и мебельная фабрика, которую мы перезапускаем, — это объект, на котором есть философия, культура и процессы повторяемого качества" — оценивает главное преимущество приобретённого актива Вадим Осипов — гендиректор ООО "Инвест Плюс", а ранее руководитель компании "Слотекс", которая многие годы производит продукцию для отделки интерьеров и мебельной промышленности. В своё время компания являлась поставщиком фурнитуры для завода ИКЕА.
В главном помещении мебельной фабрики работает только одна секция, где по конвейерной ленте плывут упакованные в коробки наборы, — это образец комода. Работники раскладывают в коробки инструкции, по которым покупатель будет собирать эту мебель. Здесь же, недалеко от ленты, зона проверки качества, где стоят демонстрационные образцы. На первый взгляд — как будто бы мебель из ИКЕА. Но в компании с этим категорически не согласны.
"У ИКЕА стоит задача сделать мебель для всего мира — именно поэтому такое количество белого цвета в их мебели. У нас же задача сделать мебель для нашей страны. Мы считаем, что лучше понимаем нашего покупателя, находясь здесь. Мы не видим смысла делать то, что уже прекрасно сделали шведские коллеги. Но мы точно видим запрос на то, чтобы разные мебельные решения сочетались друг с другом: были эргономичными и безопасными", — педалируют различия в руководстве компании.
А вот в этом как раз главная проблема и вызов для новых собственников.

Важная веха

B2b-формат, что называется, пошёл, а b2с оказался более сложной темой. При этом новое руководство декларирует намерение сохранить выпуск мебели в тех номенклатурных категориях, которые традиционно делала фабрика в Новгороде для ИКЕА. Это модульные кухни, кухонные гарнитуры и разнообразные системы хранения. Казалось бы, можно производить те же самые предметы, которые знакомы покупателю. Но этого, как выяснилось, недостаточно.
Как рассказал "ДП" Вадим Осипов, коллекция корпусной мебели будет продаваться под новым брендом Veha. Такое название оправдывается сменой эпох и новым путём развития производства. Как и в ИКЕА, мебель планируют поставлять в плоской коробке с инструкцией, но она будет отличаться переосмысленным дизайном, разнообразием декора и функциональностью.
Ключевой вопрос состоит в том, как построить дистрибуцию для этой мебели и доставить продукт до конечного покупателя. Как рассказывают в компании, никто не отказывается от планов сотрудничества с маркетплейсами. Но, видимо, опыт предшественников всё же не позволяет полностью отдать сбыт в чужие руки. По словам Вадима Осипова, задача номер один сейчас — разработка собственной IT-платформы:
"Мы видим, как поменялась картина потребления людей, соответственно — и пути реализации продукции. Очень много покупок ушло в сегмент онлайн, покупательские привычки изменились под влиянием опыта использования маркетплейсов. Акцент нашей платформы будет на том, чтобы разработать индивидуальное решение из элементов, которые мебельная фабрика может обеспечить".

Новый русский дизайн

Пожалуй, самый сложный вопрос, на который ответа на фабрике мы не нашли, — это то, какой будет новая мебель. ИКЕА делала на этом заводе модульные кухни. "Экстраверт" тоже будет делать здесь модульные кухни. На вопрос, будут ли они такими же, руководство компании однозначно отвечает: нет. Декор дополнят тёплыми гаммами и влагоустойчивой поверхностью. Останется ли пресловутый скандинавский стиль?
"Петербург — не Стокгольм. Зачем казаться — лучше быть. Мы считаем, что в России есть не только традиционный народный промысел — хохлома, кокошник, лапти, но и много новых решений в промышленном дизайне и стиле. Мы видим нарождающийся тренд на русский современный дизайн, и его отличие в том, что он очень человечный. В этом плане мы точно не собираемся специально казаться чем-то скандинавским, не являясь им на самом деле", — рассказывает Вадим Осипов.
Как оказалось, не были правы и оптимисты, считавшие, что после ухода зарубежных собственников, которые оставят в России оборудование и технологии, мы без труда сможем делать всё то же самое и в тех же объёмах. На новгородском примере видно, что производственные процессы повторимы, а маркетинг — нет. Чтобы ежегодно продавать сотни тысяч одинаковых шкафов и полок, нужно быть компанией с 80-летней историей и невероятной силой бренда. Теперь российским собственникам предстоит пройти этот путь в одиночку. И это может оказаться посложнее, чем перезапустить завод.