В частных клиниках Москвы и Петербурга значительно выросли цены

Автор фото: ТАСС

Традиционно считается, что в Москве и бизнес вести проще, и платёжеспособных клиентов больше, и возможности для развития шире.

Это касается всех сегментов экономики, включая рынок коммерческой медицины. Однако, по мнению опрошенных "ДП" экспертов, та пропасть, которая ещё 15–20 лет назад разделяла москвичей и петербуржцев, давно ушла в прошлое.
Сегодня Петербург практически ни в чём не уступает Москве. Рынки платной медицины двух столиц не просто схожи, а практически идентичны как по текущим тенденциям, так и по перспективам дальнейшего развития. Отличие существует только в абсолютных цифрах, что вполне логично, поскольку территориально Москва значительно больше, чем Петербург. Однако в процентном отношении показатели почти не отличаются.

Вектор сместился

Прежде всего разница в размерах главных городов России и, как следствие, в численности их населения влияет на объём и оборот рынков коммерческой медицины этих городов. Объём столичного рынка более чем вдвое выше петербургского и, по разным оценкам, находится на уровне 229,2 млрд рублей, а в Петербурге составляет всего 112 млрд рублей.
Объёмы рынка в значительной степени зависят и от такого фактора, как количество частных мед­учреждений. Необъятные территории Москвы позволяют игрокам столичного рынка запускать больше проектов платных клиник, причём если в Петербурге ставка делается на крупные сетевые проекты, то в Москве чаще запускаются малые или средние клиники, но с более широкой географией. Сейчас, по данным Росстата, в столице насчитывается 7608 частных клиник, которые занимают 96 % рынка. В Северной столице на данный момент работают 3485 коммерческих клиник, доля которых, по подсчётам Статприват.ру, на сегодняшний момент составляет 92 % всего рынка медицинских услуг города.
Однако, по мнению экспертов, из–за сложной геополитической ситуации экспансивное развитие коммерческой медицины в обоих городах, которое мы наблюдали в течение последних двух десятилетий, может надолго притормозиться. Проблема — в падении спроса на платные медицинские услуги, которое отмечается как в Москве, так и в Петербурге. "Платёжеспособность населения не повышается, что существенно сдерживает рост спроса", — поясняет Ольга Шуппо, научный руководитель сети клиник иммунореабилитации и превентивной медицины Grand Clinic.
Так, по оценкам аналитиков BusinesStat, в 2022 году в Москве в секторе легальной коммерческой медицины число приёмов снизилось на 12 %. "В условиях санкционного кризиса платные медицинские услуги стали менее доступны для москвичей, — считают в BusinesStat. — Происходило перераспределение пациентов платной медицины из премиального сегмента в средний и из среднего в сегмент эконом. Потребители с невысоким уровнем доходов либо полностью, либо частично отказались от платной медицины, ограничившись лечением в рамках ОМС".
В Петербурге тоже уже второй год наблюдается сокращение потребности населения в платных медицинских услугах. "Это связано и с улучшением эпидемиологической обстановки по COVID-19, и с более рачительным подходом людей к тратам", — считает Владислав Баранов, председатель совета директоров группы компаний "Мой медицинский центр".
Однако приоритетным всё же является желание сэкономить, которое заставляет жителей Северной столицы довольно активно переключаться на бесплатную медицину, и, по прогнозам экспертов, в ближайшее время данный тренд продолжит укрепляться. Аналитики BusinesStat подтверждают, что жители Северной столицы действительно стали больше доверять государственным медучреждениям и всё чаще предпочитают лечение по полисам обязательного медицинского страхования (ОМС). По оценкам BusinesStat, в 2021 году объём сектора ОМС в Санкт-Петербурге вырос на 17,0 %, а в 2022-м число медицинских приёмов по ОМС в Петербурге увеличилось ещё на 7,1 %.

Больше доступности

При этом тенденции к тотальному сжатию рынка частной медицины эксперты Северной столицы не видят, поскольку по крайней мере в ближайшем будущем государственная система не сможет обеспечить всеобщую доступность оказания по целому ряду медицинских услуг. Например, по словам Виталия Авалиани, главного врача клиники микрохирургии глаза "Я ВИЖУ", территориальный фонд ОМС прямо в середине года урезал количество операций, выполня­емых клиникой по квоте. "Таким образом, пациентам была ограничена возможность бесплатного удаления катаракты по полису обязательного медицинского страхования в частной клинике", — говорит Виталий Авалиани. Кроме того, существуют операции, которые не покрываются полисом ОМС и их можно сделать только за деньги.
Поступательное развитие рынка добровольного медицинского страхования (ДМС) также вселяет надежду на то, что какого–то драматического падения рынка коммерческой медицины не произойдёт. В частности, соцпакеты большинства компаний в обеих столицах включают в себя страховку добровольного медицинского страхования. "Рынок коммерческой медицины делится на два основных сегмента: сегмент ДМС, где пациенты обслуживаются по оплачиваемым работодателями страховым полисам, и легальный сектор медицинских услуг, оплата которых осуществляется из собственных средств клиентов", — рассказывает Виктор Дубровин, генеральный директор сети клиник "Ниармедик".
При этом если 10 лет назад соцпакеты многих компаний в Петербурге либо вообще не содержали страховку ДМС, либо включали очень ограниченное количество медицинских центров, то сегодня Северная столица по этому показателю оказалась хоть и ненамного, но всё же впереди Москвы. По подсчётам сети клиник "Ниармедик", доля лечения по ДМС в Москве в 2023 году составила 39,9 %, в то время как в Петербурге она достигла уже 40,2 %.

Опасная конкуренция

По словам Виталия Авалиани, сейчас оборот петербургского рынка растёт лишь за счёт роста цен — как для b2b-сектора (то есть для клиник), так и для конечного потребителя. В среднем, по подсчётам "Росгосстраха", за год цена на медицинские услуги поднялась на 15 %.
В Москве, согласно анализу "СберЗдоровья" и "Платформы ОФД", этот показатель в среднем увеличился на 19 %. Однако в некоторых сегментах, например таких, как косметология, хирургия и стоматология, цены на ряд услуг возросли в два и более раза и в Петербурге, и в Москве. По словам Ольги Шуппо, подорожание затронуло в основном высокотехнологичные процедуры, где применяются импортные расходные материалы.
Тем не менее Виктор Дубровин считает, что именно фактор возросшей цены и определённая нестабильность в области экономики в целом (высокая инфляция, формирование нового рынка медицинской техники и логистических поставок) оказывают негативное влияние на развитие московского рынка. "Это отражается и на поведении пациентов, поскольку сейчас люди стараются аккуратно и в минимальной степени тратить средства. Также необходимо отметить развитие государственной медицины по полисам ОМС, которая в Моск­ве создаёт серьёзную конкуренцию частной медицине", — убежден Виктор Дубровин.
Петербургские эксперты полагают, что в ближайшие несколько лет в Северной столице произойдёт консолидация рынка частной медицины вокруг наиболее сильных игроков. "И наряду с укрупнением структур состав лидеров рынка тоже может измениться, — убеждён Владислав Баранов. — При этом взаимодействие между такими секторами, как частная и государственная медицина, между государством и ведущими игроками рынка выйдет на новый уровень для обеспечения доступности оказания качественной медицинской помощи".
Учитывая недавнее предложение Минфина объединить в единую систему ОМС и ДМС, аналогичные перспективы ожидают и московский рынок коммерческой медицины.