В одном пакете: кто лидирует на рынке конвергентной связи в России

Автор фото: vostock-photo
Автор фото: vostock-photo

Мобильные операторы удерживают наибольшую долю на рынке конвергентной связи. Это позволяет им увеличить лояльность клиентов, а абонентам — сэкономить.

Количество пользователей конвергентной связи, которая включает одновременно услуги широкополосного доступа в интернет (ШПД) и мобильную сеть, достигло 31% всего рынка ШПД. К такому выводу пришли аналитики Telecom Daily по результатам проведённого опроса абонентов. При этом 41% пользователей признались, что никогда не подключали конвергентные услуги, но рассматривают такую возможность. 25% не пользуются конвергентными опциями, потому что считают раздельные тарифы более удобными или выгодными. 2% пользовались комплексными услугами, но перестали.
По данным опроса очевидно, что основные поставщики конвергентных услуг — мобильные операторы. Причём первая тройка занимает долю этого рынка в 93%. Из них 36% принадлежат МТС, 30% "Билайну", а "Ростелекому" (бренд Tele2) — 27%. Дополнительно к опросу абонентов аналитики провели кабинетное исследование, то есть запросили оценочные данные у самих компаний. Картина получилась несколько иной: МТС удерживает 42%, "Билайн" — 31%, "Ростелеком" — 21%.

Обязательный пункт

Практически все крупные игроки телеком–рынка предлагают сегодня конвергентные услуги. Операторы сотовой связи это делают либо используя собственные мощности, либо привлекая ресурсы провайдеров фиксированного доступа по модели FVNO (фиксированных виртуальных операторов). Операторы фиксированной связи в свою очередь создают конвергентные услуги по модели MVNO (виртуальных операторов мобильной связи), привлекая ресурсы операторов мобильной связи.
"Для операторов предоставление конвергентных услуг на сегодня — обязательная опция, относящаяся к конкурентным преимуществам. Наиболее существенный выигрыш, который получают операторы, развивая конвергентные услуги, — это заметный рост времени жизни абонентов (совокупная прибыль компании, полученная от одного клиента за всё время сотрудничества. — Ред.), подключённых к таким тарифам", — подчёркивает телеком–аналитик Алексей Бойко, ведущий телеграм–канала @abloud62.
Сейчас конвергентность услуг выглядит не так, как себе это представляли топ–менеджеры сотовой связи 15 лет назад, говорит генеральный директор оператора связи "Комфортел" Дмитрий Петров. "Весь конвергент свёлся по большому счёту к единому тарифу на услуги сотовой и фиксированной связи. Операторам это даёт большую степень лояльности клиента и более высокий средний чек. Насколько это выгодно, нам судить сложно, но недостаточно массовое распространение этих услуг говорит о том, что полезность для клиентов не столь велика", — отмечает он.
Заместитель генерального директора по стратегическим проектам "ОБИТ" Михаил Телегин говорит, что некоторое время назад рынок связи достиг определённой насыщенности, что побудило операторов разрабатывать комплексные, они же пакетные предложения, объединяющие услуги фиксированной и мобильной связи. "В первую очередь данный вид услуг активно продвигается на рынке как инструмент повышения лояльности абонента и доходов оператора. Абонент получает более широкий спектр услуг со скидкой, а оператор — лояльного абонента и более глубокое проникновение на своих объектах присутствия. Но реальная польза от этих услуг лежит за ширмой предложения. А именно — позволяет операторам увеличить срок жизни своего абонента за счёт продажи ему дополнительной услуги, от которой тяжелее отказаться, чем, например, от доступа в сеть интернет", — поясняет эксперт.

Клиент на якоре

Михаил Телегин подтверждает, что в первую очередь конвергентные предложения встречаются именно в пакетах операторов мобильной связи. Операторы фиксированной связи не слишком активно предлагают данные услуги своим пользователям.
По словам Дмитрия Петрова, сотовые операторы занимают наибольшую часть рынка потому, что именно они владеют сотовой связью как основой, вокруг которой собирают конвергент. "Развернуть MVNO в России сложно, долго и дорого для операторов ШПД. Экономика не складывается. Я успешных примеров не знаю", — объясняет он.
Пользователи услуг фиксированной связи в целом более консервативны. Если качество устраивает, их трудно переманить даже на финансово более привлекательные предложения, отмечает Алексей Бойко. Кроме того, люди опасаются, что качество услуг фиксированного доступа в рамках конвергентной услуги окажется хуже, чем было с привычным оператором.
"У операторов мобильной связи существует одна ключевая проблема — высокая текучесть абонентов. Это обусловлено лёгким переходом от одного оператора к другому с возможностью сохранения номера. По статистике, за первый год в среднем от мобильного оператора может уйти до 90% абонентов", — замечает Телегин. Соответственно, компании внедряют конвергентные услуги, чтобы "заякорить" абонента и удержать его на более долгий срок. Внедрение конвергентных услуг может сопровождаться общим снижением доходов, но долгосрочная выгода в данном случае важнее.
"В отличие от мобильной связи операторы фиксированной связи относятся к конвергентным услугам как к дополнительным финансовым затратам (клиентский сервис, мобильное обслуживание). Поскольку абоненты фиксированной связи реже меняют своего оператора, провайдеры не ставят конвергентные услуги главным приоритетом в продуктовой линейке", — добавил собеседник "ДП".

Кому выгоднее

Ключевой фактор интереса к конвергентным услугам потребителей — экономия бюджета, считает Телегин. Связь в последнее время стала медленно, но верно дорожать, а конвергентные пакеты предоставляют выгодное решение, позволяя абонентам существенно экономить благодаря объединению услуг в один тариф.
Нередко потребитель конвергентной услуги — это малый или средний бизнес, имеющий большую завязку на офисную связь и штат разъездных сотрудников, которым нужно выдавать служебные сим–карты. Отрасль, в которой работает такая компания, не имеет особого значения и не определяет наличия или отсутствия интереса к данной услуге.
"Спрос на конвергентные тарифы остаётся стабильным, наши клиенты выбирают выгоду и удобство пользования такими объединёнными продуктами. В этом году пользователи флагманского решения — тарифа UP — получили возможность подключить домашний интернет прямо в настройках своего тарифа в мобильном приложении оператора. Благодаря чему они начали пользоваться высокоскоростным интернетом, не меняя свой тарифный план, — стоимость услуги добавляется к текущей абонентской плате и списывается прямо со счёта мобильного телефона", — рассказали "ДП" в "Билайне".
Также компания утверждает, что остаётся лидером по проникновению конвергентных продуктов в собственной клиентской базе ШПД — более 60%.В Tele2 также утверждают, что спрос растёт. База пользователей конвергентных продуктов компании в этом году в среднем ежемесячно увеличивалась на 22%. "Такой динамике способствовали проведение нескольких рекламных кампаний и улучшение клиентского пути, благодаря чему подключить конвергентный продукт стало проще. Абонент теперь может выбирать удобный сценарий подключения конвергентных услуг. Например, новый для рынка, полностью цифровой формат позволяет оформить заявку без контакта с абонентской службой — в мобильном приложении или личном кабинете онлайн. При этом клиент выбирает скорость подключения, оборудование, удобную дату и время монтажа, а затем подписывает документы цифровой подписью", — рассказали в пресс–службе Tele2.При подключении у абонента также не меняется тарифный план, добавили в компании.
В "МегаФоне" сообщили, что отмечают рост спроса на подобные услуги на 13% год к году. "“МегаФон” активно развивает конвергентные тарифы и на собственной инфраструктуре, и через партнёрство с другими операторами фиксированной связи. Это даёт ряд преимуществ как для оператора, так и для клиентов. Например, развёртывание виртуального оператора позволяет “МегаФону” экономить на строительстве сетей, но в то же время даёт возможность расширять географию присутствия услуги домашнего интернета за счёт аренды сети партнёра", — рассказали в пресс–службе компании.