Наладить контакт: грамотное взаимодействие в новых условиях для бизнеса

Автор фото: Freepik.com

"Деловой Петербург" предлагает вам подборку интересных кейсов. И напоминает, что принять участие в проекте может любая компания. Если у вас есть история об удачно (или не очень) реализованной бизнес-задаче — пишите в редакцию: case@dp.ru.

Импортозамещение спустя рукава

Проблема : заказанное и оплаченное на 100% оборудование российский производитель прокатных станов не поставил в обозначенные договором сроки, часть работ пришлось взять на себя клиенту
Последствия : дополнительные расходы на контроль производства оборудования, упущенные время и прибыль из–за срыва сделки.
В 2021 году в АО "Фирма Изотерм" принято решение о запуске новой продукции — старте производства потолочных систем отопления. Для реализации задачи требовалось найти поставщика соответствующего оборудования. У компании было два предложения: от российского и китайского производителей прокатных станов. Второй вариант был на 40% дороже, но с учётом того, что оборудование импортное, разница, по сути, равнялась удорожающим факторам: доставка, таможенное оформление и пр. Поэтому стоимость не являлась решающим критерием при выборе между двумя вариантами.
"Мы все понимаем, что станкостроение как отрасль в России находится в очень плачевном состоянии — при этом нам, промышленникам, всё время говорят о том, что нужно поддерживать российских производителей оборудования. И мы выбрали отечественный вариант", — рассказывает генеральный директор АО "Фирма Изотерм" Виктория Нестерова.
Технические специалисты компании съездили на завод производителя в Липецке, оценили возможности — и сделали первый вывод: производителю будет сложно, но он готов взяться за задачу. В списке работ по договору: проектирование оборудования, производство, сборка, запуск.
Итог на декабрь 2023–го: поставка задержана почти на 7 месяцев. И в итоге заказчик так и не получил оборудование в полной комплектации. Качество проката не соответствует заявленным требованиям. Но особое удивление вызвал уровень построения коммуникаций: поставщик предпочёл просто не выходить на связь. В результате АО "Фирма Изотерм" вынуждено командировать технического директора и несколько рабочих в Липецк — где они контролировали процесс производства, а затем сами собирали станок. Доставка на производство в Петербурге, запуск и наладка также легли на плечи заказчика — что заняло ещё порядка 6 месяцев.
Наше желание помогать российским производителям оборудования очень похвально, но мой опыт оказался негативным. Ответственность, качество исполнения — пока находятся на очень низком уровне. И лишь часть исполнителей придерживаются общепринятых стандартов: если дал слово, то должен его держать. При выборе поставщика следует не только посещать производство, но также тщательно оценить репутацию компании, пообщаться с её клиентами. Этот шаг, как показала практика, позволит снизить риски.
Виктория Нестерова
генеральный директор АО "Фирма Изотерм"

Шоурумы для районов

Организация : мебельная компания "Нонтон"
Задача : повысить продажи модульных кухонь с помощью специализированных студий в разных районах Петербурга
Старт реализации : февраль 2023 года
Компания "Нонтон" реализует мебель российских производителей с помощью интернет–магазина более 8 лет, однако запуск направления модульных кухонь потребовал выхода в офлайн — поскольку эта категория не демонстрировала запланированные объёмы продаж онлайн. Зачастую для принятия решения о приобретении такой продукции покупателю требуется прямая коммуникация с консультантом — чтобы подобрать гарнитур по нужным габаритам, виду покрытия, исполнению и другим характеристикам, сделать необходимые расчёты и дизайн–проект.
В результате компания приняла решение развивать специализированные студии кухонь в Петербурге. Первый шоурум нового формата был запущен в феврале 2023–го в центре мебели на Бухарестской улице. Ещё две студии открылись в течение года в торговых центрах у станций метро "Парнас" и "Беговая". Таким образом, в 2023–м компания решила охватить разные районы города, чтобы жители Петербурга могли выбрать наиболее удобную для себя точку продаж.
Для салонов разработан единый формат: в помещении представлены от семи до 10 демонстрационных образцов кухонь. С потенциальными клиентами работают дизайнеры–консультанты, которые отвечают на все интересующие вопросы, выясняют детали и создают 3D-проект будущего гарнитура — данная опция является бонусом от компании. Модульные кухни представлены в среднем ценовом сегменте, что позволяет "Нонтон" успешно продвигать своё предложение на высококонкурентном рынке. Продукцию компания закупает у российских производителей.
Клиентская база растёт за счёт нескольких факторов: классических рекламных форматов — наружной и интернет–рекламы, а также сарафанного радио. Однако именно расположение студий кухонь в торговых центрах с высоким трафиком генерирует основной поток покупателей. Такое решение позволяет повышать узнаваемость бренда, увеличивать к нему доверие.
В результате запуска таких салонов на декабрь 2023 года количество клиентов "Нонтон" по направлению модульных кухонь возросло на 43% к аналогичному периоду прошлого года. Число заказов и объём продаж также существенно увеличились. Гипотеза о важности наличия шоурумов для этого сегмента была подтверждена. Поэтому в планах компании — масштабировать проект, расширяя географию.

Суд да дело

Компании : КМЗ, Балтийский завод
Проблема : задержки платежей
Последствия : отказ поставщика возвращать ошибочно переведённые деньги.
Кингисеппский машиностроительный завод (КМЗ) получил деньги за исполненный заказ Балтийского завода через исполнительное производство в двойном объёме. Двойное списание было технической ошибкой, но предприятие отказалось возвращать их добровольно.
Отношения двух предприятий складываются непросто. КМЗ выполняет заказы для Балтийского завода, но при этом жалуется на неплатежи. В информационной базе "Электронное правосудие" есть данные о трёх исках кингисеппского завода к своему контрагенту о взыскании задолженностей. Все три Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти удовлетворил.
Один из судебных споров касался контракта на поставку катера для атомного ледокола "Арктика", который строит Балтийский завод. Контракт на 10,9 млн рублей был заключён в феврале 2020 года. КМЗ получил за работу лишь 1,3 млн рублей, хотя со своей стороны выполнил условия договора. Суд постановил взыскать с Балтийского завода 9,6 млн рублей, при этом процесс длился год. В июне 2023 года, исполняя решение суда, ответчик перевёл деньги истцу, однако в КМЗ заявили, что не заметили платёж и заказали исполнительный лист. По нему Промсвязьбанк, обслуживающий счета Балтийского завода, перевёл кингисеппскому предприятию ещё 9,6 млн.
Возвращать переплату КМЗ отказался. Его владелец Михаил Даниленко заявил "ДП", что у его контрагента сложилась "некрасивая тенденция пользоваться деньгами подрядчиков", и посоветовал ему тоже обращаться в суд.
Юристы называют действия КМЗ незаконными, но признают существование проблемы. Заказчикам нередко выгодно не платить своим поставщикам вовремя. Суды длятся годами, а за это время средства можно использовать на другие цели. Это выгоднее, чем брать кредиты. В других странах проблема решается с помощью института судебных расходов, который позволяет взыскивать крупные суммы помимо основного долга и процентов за пользование чужими средствами.