Российские власти поставили заслон глобальным автобрендам

Автор фото: Ермохин Сергей / "ДП"

Власти значительно усилили защиту авторынка России от глобальных брендов. Спрос на автомобили по–прежнему высок, но найти партнёров и запустить локальную сборку оказалось непросто.

В нынешнем году российские регуляторы увеличили защиту авторынка по внешним контурам, в том числе с помощью роста таможенных пошлин и ставки утильсбора. Свой вклад внесло также ослабление рубля и рост ключевой ставки.
Государство демонстрирует, что оно готово поддержать промышленность, даже если на первых порах это будет невыгодно бизнесу и конечному потребителю. Однако перезапустить производства, остановленные иностранными владельцами, удалось не всем. В аутсайдерах оказался и Санкт–Петербург, который в прежние годы производил до четверти всех автомобилей в стране.

Спрос возвращается

Продажи новых легковых автомобилей в России в январе–октябре достигли 829,5 тыс. штук, что почти на 60% больше, чем за аналогичный период провального 2022 года, подсчитали в аналитическом агентстве "Автостат". Лидером по объёмам реализации в разрезе брендов стала Lada, принадлежащая российскому АвтоВАЗу. Она заняла долю почти 31%. Следом за ней расположились китайские марки Haval и Geely.
При этом доля импорта новых легковых автомобилей за этот период практически удвоилась и достигла 45%. Ожидаемо резко снизились продажи иномарок российской сборки: у автодилеров практически закончились машины глобальных брендов, когда–то собранные на заводах внутри страны. Сегодня этот сегмент в основном представлен сборкой китайских марок, в том числе Haval, отметил генеральный директор "Автостата" Сергей Целиков на конференции "Оперативка".
В Петербурге по итогам октября Haval и вовсе стал самым популярным брендом на рынке новых легковушек, обойдя неизменного лидера Lada. Объём регистраций этой марки из Поднебесной составил 949 штук против 908 у российского бренда, указывает автоэксперт Денис Гаврилов. Впрочем, по итогам 10 месяцев результаты АвтоВАЗа оказались всё же выше, чем у китайского конкурента. Третье место в городском рейтинге занимает Chery.
Спрос на автомобили в городе находится на подъёме по сравнению с прошлым годом, так же как и в стране в целом. За 10 месяцев число регистраций новых легковых автомобилей в Петербурге выросло на 42% по сравнению с аналогичным периодом 2022–го и достигло 48,2 тыс. штук, отмечает эксперт.
При этом наполнение спроса на машины во многом обеспечивают импортированные автомобили. По оценкам "Автостата", в январе–октябре в Россию ввезли 889,4 тыс. легковых автомобилей — почти втрое больше, чем в прошлом году. Более 60% от этого количества пришлось на новые машины (546,8 тыс.), остальные почти 40% — подержанные (342,6 тыс.).
Значительная часть импорта — бренды из Китая. В 2022 году на марки из Поднебесной приходилось около 23% объёма продаж новых легковых автомобилей в России. Но уже в I квартале текущего года эта доля выросла до 47%, а сейчас она достигла почти 60%. При этом, несмотря на имеющийся спрос, большинство производителей из Поднебесной пока не стремятся открывать в России сборочные производства.
"Общались с несколькими партнёрами, и раза три я слышал: “Мы не очень понимаем, зачем в России открывать производство, когда есть возможность гнать голый импорт и уровень защиты рынка весьма низок”", — рассказывал ранее вице–президент по внешним связям и взаимодействию с акционерами АвтоВАЗа Сергей Громак.

Слишком дорого

К осени цены на машины в России достигли новых высот. Так, по итогам 9 месяцев стоимость нового автомобиля выросла на 22% и составила 3,04 млн рублей, подержанного — на 16%, до 1,06 млн.
После того как Центробанк в конце октября поднял ключевую ставку до 15% годовых, нижняя планка стоимости автокредитов в ряде банков превысила 20% годовых. По оценкам участников рынка, сегодня доля покупок автомобилей в кредит составляет примерно 40%, а срок кредита доходит до 8 лет. Поэтому с большой долей вероятности задача регулятора на следующий год — это охлаждение рынка, в том числе автокредитования, за счёт высокой ключевой ставки, отметила руководитель проекта "Цифровая сделка" компании E–credit Дарья Тимченко. По её оценке, в ближайшее время число заявок на получение автокредита не снизится, а вот количество их одобрений банками будет сокращаться. Поэтому борьба автодилеров за клиентов будет только нарастать.
"Цена неадекватная, ставки неадекватные. Модельный ряд стал однотипным: слишком много машин в одной и той же нише: стоимость 3 млн, кроссовер, передний привод, двигатель объёмом 1,5 л", — характеризует рынок Сергей Целиков. По его словам, российскому авторынку сегодня нужен какой–то прорыв, как это было когда–то с появлением Kia Rio и Hyundai Solaris российской сборки.
С ним согласны и другие эксперты, которые говорят: стране нужен современный автомобиль местной сборки с двигателем от 1,6 л, но не за 3 млн рублей, а за условный 1 млн. Пока предложить что–то в этих рамках смог, пожалуй, только АвтоВАЗ, говорят они.
В итоге государство со своей стороны уже предприняло ряд шагов для создания среды, когда инвестировать в локальное производство должно быть выгодно. В Петербурге такого рестарта пока не произошло. Несомненно позитивным моментом стали планы АвтоВАЗа запустить сборку модели Lada Х–Cross 5 на бывшем заводе Nissan (теперь "Автозавод Санкт–Петербург"). Однако этот проект явно буксует, ведь в продажу автомобиль ещё не поступил, а некоторые эксперты и вовсе настроены скептически и полагают, что массовый выпуск этой модели не состоится. В свою очередь петербургский завод Hyundai по–прежнему находится в простое. Не произошёл пока и рестарт бывшего предприятия Toyota, перешедшего в управление концерна ВКО "Алмаз–Антей". Впрочем, его и планировали запустить чуть позже.
Поэтому, в отличие от Москвы, где с перезапуском "Москвича" автопром начал оживать, петербургский автокластер по–прежнему переживает падение. Так, индекс промышленного производства города в январе–сентябре вырос на 10,4%, но в автопроме сократился на 93,3%. В том числе выпуск автомобилей упал на 97,1% а комплектующих и принадлежностей для них — на 71,7%, подсчитал Петростат.
Хорошей новостью является то, что, несмотря на уход иностранных инвесторов, в Петербурге остались производственные мощности, управленческие технологии и обученные сотрудники. Помощью в перезапуске конвейеров может стать также государственная программа льготного автокредитования и госзаказа. Осталось найти партнёров, которые в условиях санкций подпишут контракты на сборку с постепенной локализацией производства на территории страны в целом и Петербурга в частности.