Бывшие активы Северной верфи хотят изъять у любителя охоты и продавца сладостей

Автор фото: Сергей Коньков / "ДП"
Арбитражный суд Санкт–Петербурга и Ленинградской области 22 ноября начинает слушать по существу претензии Генеральной прокуратуры РФ к пяти "дочкам" Северной верфи. Надзорный орган требует вернуть их активы государству, пересмотрев итоги приватизации 1994 года. На данный момент в отношении всех спорных активов применены обеспечительные меры — на любые действия с ними наложен запрет.

"Машиностроение Северной верфи"

В иске Генпрокуратуры к АО "Машиностроение Северной верфи" ещё около 150 ответчиков — это петербургское ООО "НПО “Топаз”" и 80 частных лиц. Суть иска — возврат всех принадлежащих им акций "Машиностроения" Росимуществу.
Из материалов дела видно: у большинства ответчиков по две–три акции, а владельцев крупных пакетов трое. "Топазу" принадлежат 6980 акций, Светлане Купрессовой и Юрию Мордвову — по 2812. Из данных СПАРК на конец I квартала 2021 года (более свежих нет) следует, что 44,27% акций "Машиностроения" принадлежат самой Северной верфи — надо полагать, речь идёт о возврате государству оставшихся 55,73%.
"Топаз" специализируется на управлении ценными бумагами и показал в прошлом году доход 1 млн рублей. У него два равных владельца — Тимур Абдурахманов и Борис Гринберг, которые вместе со Светланой Купрессовой и Юрием Мордвовым станут основными оппонентами Генпрокуратуры в этом споре.
"Машиностроение СВ" выглядит довольно успешной компанией, предлагающей услуги металлообработки и представляющей себя на собственном сайте как созданную "в 1994 году путём выделения машиностроительного производства Завода им. Жданова (старое название Северной верфи) в самостоятельную структуру". Выручка компании от продаж в прошлом году составила 147 млн рублей, однако в августе арбитраж принял к рассмотрению иск МИФНС–19 о признании её банкротом из–за налоговой задолженности 104 млн рублей. Из арбитражной практики видно, что среди заказчиков "Машиностроения СВ" столь серьёзные игроки судостроительного бизнеса, как "Океанприбор" и Пролетарский завод. Вообще портал "Электронное правосудие" публикует сведения о 14 судебных процессах с участием "Машиностроения" за 2023 год, и во всех компания выступает в качестве ответчика.

"ЭФеС Северной верфи"

В иске Генпрокуратуры к АО "ЭФеС Северной верфи" ещё шесть ответчиков, от которых она хочет изъять акции "ЭФеСа" в пользу государства. Крупные пакеты у АО "Нива СВ" (10 222 акции), а также у Вячеслава Белозерова (226 акций) и у четырёх уже знакомых нам частных лиц: Юрия Мордвова (10 227 акций), Тимура Абдурахманова, Бориса Гринберга (по 6585 акций) и Светланы Купрессовой (226 акций). Владелицей 38,65% акций "ЭФеСа" снова с актуализацией на конец I квартала 2021 года СПАРК называет Северную верфь.
"ЭФеС" специализируется на управлении недвижимостью, но не столь успешен — доход за 2022 год указан в 3 млн рублей. В 2017 году Северная верфь пыталась признать отсутствующим право "ЭФеСа" на линию электропередачи, расположенную на Корабельной улице, но суд отказался удовлетворять иск. Из материалов других арбитражных споров видно, что Северная верфь с 1997 года арендует у "ЭФеСа" несколько десятков объектов недвижимости на Корабельной улице общей площадью около 2 га, а также станки и инженерное оборудование. Видимо, это те самые активы, которые теперь Генпрокуратура хочет вернуть государству.

"Норд–Вест Северной верфи"

В иске Генпрокуратуры к АО "Норд–Вест Северной верфи" всего один соответчик — АО "Мебельная фабрика СВ", принадлежащие которому 58 тыс. акций "Норд–Веста" она хочет передать Росимуществу.
По данным Государственного ресурса финансовой отчётности, к концу 2022 года "Мебельной фабрике" принадлежало 20% акций "Норд–Веста", а остальные 80% были у Северной верфи. Собственники "Мебельной фабрики" не разглашаются, а компанию с 2016 года возглавляет Ирина Купрессова — надо полагать, родственница Светланы Купрессовой, у которой Генпрокуратура хочет изъять акции двух других "дочек" Северной верфи. Сейчас Ирина Купрессова выступает в роли ликвидатора — "Мебельная фабрика" запустила процедуру самоликвидации в прошлом ноябре.
В 2016 году Северная верфь приобрела у "Норд–Веста" здание и земельный участок на Корабельной улице. А "Мебельная фабрика" там же сдавала в аренду помещения, в том числе Северной верфи.
В 2018 году "Норд–Вест" продал плавучий док MTW за 44,7 млн рублей. Сделка повлекла арбитражный спор о стоимости акций "Норд–Веста", на которые теперь претендует Генпрокуратура. "Мебельная фабрика" хотела продать "Норд–Весту" 58 тыс. его акций за 23,5 млн рублей, но "Норд–Вест" оценивал их в 6,7 млн и сумел убедить суд в своей правоте. Надо полагать, сделка не состоялась, иначе Генпрокуратура не требовала бы акции у "Мебельной фабрики". Северная верфь пыталась оспорить сделку по продаже плавучего дока, но не смогла.
По итогам 2022 года "Мебельная фабрика" — скромная компания, управляющая недвижимостью и показавшая доход 29 млн рублей. "Норд–Вест" имеет ту же специализацию, но его прошлогодний доход символичен — 13 тыс.
Из опубликованных материалов арбитражных споров создаётся впечатление, будто "Норд–Вест" последние годы ничем, кроме продажи плавучего дока MTW и споров из–за её последствий, не занимался.

"Инструмент Северной верфи"

Четвёртая "дочка" Северной верфи, активы которой хочет вернуть государству Генпрокуратура, — АО "Инструмент СВ". В этом споре оппонентами надзорного органа выступает снова "Нива СВ" (на принадлежащие которой акции "ЭФеСа" Генпрокуратура претендует в другом процессе) и 30 частных лиц. "Ниве" принадлежат 4308 акций "Инструмента", частным лицам — всего 72 акции. Можно предположить, что остальной пакет компании — в собственности Северной верфи.
"Инструмент СВ" с 2016 года возглавляет Алексей Кряжев, который, по данным СПАРК, возглавляет ещё и АО "Антал Северной верфи". Государственный информационный ресурс финансовой отчётности называет владельцем 41,5% акций "Антала" по итогам 2021 года Тимура Абдурахманова, у которого Генпрокуратура хочет изъять в пользу государства акции "Машиностроения СВ" и "ЭФеСа СВ". В середине июня "Инструмент СВ" запустил процедуру самоликвидации.
СПАРК представляет "Инструмент" как довольно успешную компанию, специализирующуюся на управлении недвижимостью. Её доход в 2022 году составил 78 млн рублей. Из материалов арбитражных споров (в которых "Инструмент" выступает исключительно в роли ответчика) видно, что компания занимается продажей оборудования: одним из оппонентов стало ООО "ТИМ" из Череповца, которое производит кислотостойкие насосы и теплообменники. В сентябре МИФНС–19 пыталась инициировать банкротство "Инструмента" из–за 5,5 млн рублей неуплаченных налогов, но суд вернул заявление из–за процедурных недочётов.

"Нива Северной верфи"

Акции "Нивы СВ" Генпрокуратура планирует изъять в пользу государства у Вячеслава Белозерова (3422 акции), снова Светланы Купрессовой и Юрия Мордвова (по 2714 акций) и Тимура Абдурахманова с Борисом Гринбергом через принадлежащее им в равных долях ООО "Петербургские отельеры" (2938 акций).
В середине июня "Нива СВ" запустила процедуру самоликвидации. Компания специализируется на управлении недвижимостью и показала доход 178 млн рублей за прошлый год. На сайте компании опубликованы договор и прейскурант на услуги проживания на базе отдыха в деревне Хаболово Кингисеппского района Ленобласти. Это популярное среди рыбаков место на берегу Финского залива.
Из опубликованных материалов судебного спора видно, что "Ниве" принадлежит также здание по адресу: Корабельная ул., 6, лит. ЖК, часть помещений которого (более 5,3 тыс. м2) сдаётся в аренду ООО "ИннЛайн", оказывающему Санкт–Петербургскому государственному электротехническому университету им. В. И. Ульянова (Ленина) услуги по проживанию студентов, с ним у "ИннЛайна" имеется по этому поводу госконтракт. По данным СПАРК, "ИннЛайн" принадлежит Владимиру Годовикову, который с 2015 года возглавляет "Ниву СВ" и, судя по всему, сдаёт помещения студенческого общежития самому себе.

А ещё охотник и сладкоежка

Публичные сведения позволяют увидеть четверых предположительных бенефициаров "дочек" Северной верфи, у которых Генпрокуратура хочет изъять активы в пользу государства. От Тимура Абдурахманова, Борис Гринберга, Светланы Купрессовой и Юрия Мордвова требуют акции "Машиностроения Северной верфи" и "ЭФеСа Северной верфи". Акции "Норд–Веста Северной верфи" хотят изъять в пользу государства у "Мебельной фабрики СВ", глава которой Ирина Купрессова имеет ту же редкую фамилию, что и владеющая акциями первых двух оппонентов Генпрокуратуры Светлана Купрессова. А глава "Инструмента" Алексей Кряжев участвует вместе с Тимуром Абдурахмановым в другом бизнес–проекте.
Тимура Абдурахманова СПАРК связывает с пятью компаниями, общий оборот которых за 2022 год составил 10 млн рублей, — это доход "Антала СВ", 41,5% акций которого на конец 2022 года принадлежали Тимуру Абдурахманову. "Антал", судя по арбитражной практике, изготавливает корпуса редукторов, а среди его заказчиков АО "Центр судоремонта “Звёздочка”".
Интересы бизнесмена разноплановые: помимо описанного выше ему принадлежат 50% долей ООО "Яблоновское охотхозяйство", предоставляющего охотничьи развлечения в Приозерском районе Ленобласти. А ещё Тимуру Абдурахманову принадлежит ООО "Мортранс", которое сейчас банкротится по инициативе ярославского бизнесмена Владимира Зеленова. В 2019 году Владимир Зеленов приобрел у "Мортранса" танкер речного класса "Эланд" за 14 млн рублей, судно развалилось по пути из Петербурга в Ярославль, суд признал вину в происшедшем "Мортранса", взыскал с него почти 9 млн рублей, но "Мортранс" не расплатился — такова фабула банкротства.
Борис Гринберг участвует (14,94%) ещё в ООО "Русский промышленник" — компания продаёт сладости (конфеты, пирожные, начинки, глазури и т. д.) и показала почти 400 млн рублей доходов за прошлый год. Борису Гринбергу принадлежит также ООО "Экопромресурс", специализирующееся на "деятельности в области фотографии". "Экопромресурс" возглавляет один из основных оппонентов Генпрокуратуры Юрий Мордвов, у которого другого бизнеса, судя по данным СПАРК, нет. Сведения об участии Светланы и Ирины Купрессовых в юрлицах также отсутствуют.
Особняком в этой компании стоит Вячеслав Белозеров, у которого Генпрокуратура хочет изъять в пользу государства 226 акций "ЭФеСа СВ" и 3422 акции "Нивы СВ". Идентифицировать его в системе СПАРК не представилось возможным.
Тимур Абдурахманов, Юрий Мордвов, Светлана Купрессова и Владимир Годовиков от комментариев отказались. "ДП" отправил редакционный запрос в АО "Северная верфь".
Напомним: в марте петербургский арбитраж отменил итоги приватизации части активов Северной верфи и вернул государству акции АО "Коммерческий центр, транспорт и лес" (КЦТЛ) — стивидорной компании, работающей в Большом порту Санкт–Петербург. Решение вступило в законную силу, но обжалуется в кассационном суде.