Магистр лож: в управление Гергиеву отдают ещё один театр

Автор фото: Свистунова Валентина / "ДП"
Генеральным директором Большого театра России может стать художественный руководитель — директор Мариинского театра Валерий Гергиев, сообщили на прошлой неделе СМИ. При этом и уже ставшую за десятилетия родной Мариинку петербургский маэстро вроде как не оставит.
У Мариинского театра уже сейчас немаленькое хозяйство. В его ведении помимо двух сцен и концертного зала в Петербурге также находятся (судя по официальному сайту) Приморская сцена во Владивостоке и две площадки во Владикавказе: театр оперы и балета и концертный зал. И это только то, что на виду: "ДП" рассказывал, что в планах — строительство контейнерного терминала в Шушарах площадью более 5,5 тыс. м2 для хранения декораций.
Быстрее расширяется, пожалуй, только Эрмитаж, который строит себе комплекс в Старой Деревне и реставрирует Биржу. Но на Третьяковку, насколько известно, пока вроде бы не претендует.
Наверное, для объединения, чтобы никто не обиделся, нужен какой–то объективно измеряемый общий критерий. Например, в качестве такового для театров может выступать наличие царской ложи. Есть такая ложа — значит театр императорский. Но тогда нужно присоединить ещё и Александринку.
Впрочем, почему бы и нет? Получится в итоге целая госкорпорация или даже единый театральный заказчик. Зритель, собираясь в крупнейшие театры, будет примерно представлять, что ему покажут, — чтобы не было неприятных неожиданностей. Такая структура имеет исторические предпосылки. В дореволюционной России придворные театры были объединены в Дирекцию императорских театров. Идею возрождения её в том или ином виде в 2022 году Гергиев обсуждал на встрече с президентом. Впрочем, именно как идею: было особо подчёркнуто, что решение тогда не принималось.
С Дирекцией императорских театров связаны интересные традиции, которые тоже можно будет возродить. Например, как рассказывает "Википедия", монополией дирекции были театральные афиши. А ещё артисты принадлежали сразу всем театрам и могли при необходимости переназначаться на все сцены. То есть можно перебрасывать дополнительный состав танцоров в Москву на "Щелкунчик", если выстраивается слишком длинная очередь за билетами. Но можно, конечно, и, наоборот, распределять по театрам зрителей.