Производители напитков в России рискуют столкнуться с ростом издержек

Автор фото: Сергей Ермохин

Регулирование рынка напитков, как прохладительных, так и содержащих алкоголь, становится более жёстким. Это может одновременно вызвать падение спроса и стимулировать нелегальный рынок.

Издержки отечественных производителей напитков (как алкогольных, так и безалкогольных) в ближайшее время могут существенно вырасти из–за изменения госрегулирования.

Оставят без сладкого

С 1 июля в России начал действовать акциз на безалкогольные сахаросодержащие напитки. Он составляет 7 рублей за литр. Соответствующий закон был принят в ноябре 2022 года. На этапе обсуждения он вызывал серьёзное недовольство у производителей газировки, которые даже публично объявляли о приостановке инвестиций в развитие, так как выпускать сладкие напитки становится невыгодно.
При этом ещё в 2021 году эксперты Аналитического центра при правительстве РФ подготовили три сценария развития событий после введения акциза. Президент "Союзнапитков" Максим Новиков напоминает, что по одному из этих сценариев наибольший негативный эффект от общего повышения цен, сокращения спроса и снижения производства может привести к недополученным налогам в размере 50,5 млрд рублей.
"В текущей ситуации вероятность повышения стоимости напитков с содержанием сахара свыше 5 г на 100 мл может составить до 20%. Вместе с тем ситуация в данный момент очень динамична и многое зависит от начального этапа администрирования акциза: будут ли какие–то сбои, каким образом будет проходить идентификация такой продукции, как будет сдаваться отчётность", — замечает эксперт.
Директор Центра компетенций по цифровой экономике и GR АТОЛ Юлия Русинова отмечает, что, по статистике, потребление сладких напитков и количество людей с избыточным весом ежегодно растут. "Не только сладкая газировка влияет на этот процесс, но данная продукция играет в этом не последнюю роль. Поэтому увеличение цены на сахаросодержащие напитки, связанное с введением акциза, незначительно, но должно снизить её потребление. Уже сейчас виден тренд, что многие производители задумались над уменьшением сахара и переходом на использование сахарозаменителей. В целом 7 рублей за литр с учётом того, как меняются цены в магазинах, может и не быть сильно заметным для потребителей", — говорит Юлия Русинова.
В "Союзнапитках" уточняют, что акциз на сахаросодержащие напитки действует во многих странах мира. Но всё больше стран решают отменить эту меру как неэффективную. Потребление подакцизных категорий в краткосрочной перспективе снижается на 3–5%. При этом спрос на необлагаемые налогом напитки растёт значительно меньше, а потребительский спрос в некоторых случаях фокусируется на слабоалкогольных напитках. Однако сокращение страдающего ожирением населения оказывается незначительным — всего около 1,5%.

Где минимум?

Для производителей алкогольной продукции также рассматривается возможность ужесточения регулирования. Прежде всего речь идёт о введении в стране минимальных розничных цен (МРЦ) на пиво, тихие вина и сидр.
Президент компании AB InBev Efes Ораз Дурдыев считает, что введение МРЦ на пивоваренную продукцию и сидр — необоснованная и избыточная мера, которая не только не приведёт к достижению целей инициаторов, но продолжит активно стимулировать дальнейшее переключение потребителя на дешёвый крепкий суррогатный алкоголь. А в итоге увеличит маржу нелегальных игроков.
На сегодняшний день средняя стоимость пива в розничной торговле составляет около 140 рублей за литр, а в разливном сегменте — 100 рублей за литр. Средняя стоимость сидра — около 170 рублей за литр.
"Учитывая темпы инфляции и рост цен в прошлом году, текущую стоимость пива и сидра едва ли можно назвать низкой, а МРЦ даст повышение ещё на 5–10%. Учитывая сложную экономическую ситуацию, стремление к экономии и рост потребления крепкого алкоголя в прошлом году, эта мера усугубит ситуацию и будет способствовать дальнейшему росту нелегального рынка", — уверен эксперт.
По его мнению, необходимо усилить контроль за производством и оборотом метилового и этилового спирта. А также убрать категорию "пивных напитков" и ввести вместо неё "пиво специальное", что неоднократно было предложено сделать в рамках Техрегламента. Отсутствие этой искусственной категории, которой нет в международной практике, ликвидирует возможность фальсификации продукта с последующей легальной продажей. Кроме того, важно усилить контроль за разливным сегментом для ликвидации возможностей реализации серой продукции.
Юлия Русинова, напротив, считает, что введение МРЦ в отношении пива, пивных напитков и сидра не должно сказаться на росте издержек бизнеса. Она подчёркивает, что этот процесс предназначен для контроля продуктов, которые не соответствуют необходимым требованиям и употреблять которые не стоит, либо для регулирования демпинга в торговых предприятиях.
Стоит отметить, что механизм установки МРЦ уже продолжительное время присутствует на рынке алкогольной продукции. Вопрос в том, какой будет эта минимальная цена, по каким принципам её установят и как будут пересматривать год от года.
"Сложно судить о том, насколько данная мера позволит сократить количество нелегального напитка. Здесь важен другой механизм — механизм контроля распространения на рынке", — добавляет Русинова.

Газировка и батончики

При этом рынок продолжает активно развиваться. В прошлом году, по данным NielsenIQ, больше всего новых брендов на рынке появилось как раз в категориях "прохладительные напитки", "алкоголь", "молочные товары" и "кондитерские изделия" — суммарно на них пришлось 80% всех новинок 2022 года.
Этим летом продажи сезонных категорий (газировки, воды, пива) за первые 3 недели июня оказались выше, чем в прошлом году. А вот продажи сидра и алкогольных коктейлей сократились.
"При этом пиву, газировкам, мороженому, воде, шоколадным батончикам удалось не просто добиться более высоких темпов роста, но в абсолютном выражении даже преодолеть уровень 2021 года, запомнившегося серией температурных рекордов и высоким спросом", — отмечают в NielsenIQ.