Отпускные придут: Петербург готовится к рекордному наплыву туристов

Петербург и другие популярные регионы страны готовятся принять этим летом рекордное число внутренних туристов. Путешествовать за границу стало сложнее, а туристический кешбэк открыл для многих перспективы путешествий по родной стране.

Как раз накануне, 25 мая, стало известно, что введение курортного сбора в Петербурге, запланированное на 1 августа, переносится на апрель 2024 года. Ранее предполагалось, что сбор составит 100 рублей в сутки с человека. Между тем начало летнего туристического сезона на берегах Невы явно будет жарким. Петербург, как и в прошлые годы, находится в топ–3 самых популярных мест среди российских туристов. И в этом году их наверняка приедет больше, чем в прошлом.

Туристическая столица

По данным сервиса путешествий "Туту", в Петербург оформляется 8,6% всех авиабилетов на это лето и 9,2% билетов на поезд. В сегменте авиабилетов Петербург уступает Сочи и Москве, а в сегменте ж.–д. билетов — только столице. Кроме того, по данным "Туту Отелей", Петербург сейчас на первом месте по бронированию гостиниц на этот же период.
По данным "Слетать.ру", объём бронирования туров в регионе на летний сезон вырос на 16,5% по сравнению с прошлым годом. Северная столица занимает долю 5,3% от общего числа заявок по России. Средний чек поднялся на 7,5% и достиг отметки 45,9 тыс. рублей.
"Почти каждый второй путешественник выбирает отели категории 4 звезды. Вторую строчку по популярности занимают “трёшки” с объёмом заявок чуть более 40%. Годом ранее ситуация была обратной. Однако длительность отдыха незначительно снизилась и составила 4,8 ночи", — выяснили в компании.
Кластерный директор по продажам Radisson Hotels Санкт–Петербург Юлия Мещанинова отмечает, что на данный момент есть тенденция замедления индивидуального спроса по сравнению с прошлым годом, но при этом активно растёт b2b–сегмент. С января по май организованный туризм (Россия, Белоруссия, Иран, Таиланд, Китай) вырос на 125% к аналогичному периоду прошлого года. Активно растёт MICE–сегмент (деловой туризм, связанный с проведением корпоративных мероприятий) — на 156% по сравнению с прошлым годом.
В пресс–службе комитета по развитию туризма Санкт–Петербурга подтверждают, что год от года число туристов, приезжающих в город, увеличивается. Так, с 29 апреля по 9 мая Северную столицу уже посетили 570 тыс. туристов и 200 тыс. экскурсантов (приехавших в город на один день), сообщают специалисты "Турбарометра Санкт–Петербурга". Вклад гостей в экономику города за эти дни оценивается более чем в 30 млрд рублей.
"Загрузка отелей города на Неве несколько превзошла ожидания. Предполагалось, что в пиковые периоды она составит 80–85%. Однако, по данным системы аналитики Hotel Advisors, максимальная загрузка гостиниц уровня 3–5 звёзд достигала 94%. Самыми востребованными днями стали 6 и 7 мая. Год назад за этот период Петербург посетили 560 тыс. человек", — заметили в комитете. При этом, по его данным, в городе достаточно инфраструктуры для размещения и удовлетворения спроса всех туристов.

Курорт или не курорт?

Новость о переносе запуска курортного сбора в городе многих порадовала. Представители индустрии гостеприимства Петербурга, особенно владельцы объектов размещения, уже неоднократно заявляли, что такой сбор может негативно сказаться на их бизнесе.
Независимый директор по развитию KravtGroup Ангелина Самадова отмечает, что ввод курортного сбора может повлиять на привлекательность проживания в отелях и иных официальных средствах размещения для семейных путешественников. Ведь бюджет для трёх–четырёх человек значительно вырастет при размере сбора 100 рублей с каждого в сутки.
"Существует риск потерять как аудиторию семьи с детьми, а частые путешественники могут сократить количество своих коротких поездок. Прежде столь резкое увеличение затрат и повышение тарифа на постоянной основе вне зависимости от сезона и уровня загрузки гостиничные сети не могли себе позволить без утраты лояльности клиентов", — объясняет она.
Владелица хостела BookCase Евгения Соколовская считает, что сейчас совсем не время вводить дополнительные поборы с бизнеса, и тем более туристического. "Издержки в первую очередь вырастут как раз у бизнеса: это нам придётся эти деньги собирать, отправлять, отчитываться за них и отрабатывать негатив гостей. На первых порах, вероятно, система будет работать криво, а страдать будем мы. Туристы премиум–сегмента сбор не почувствуют, а все остальные — да. Для среднего сегмента это будет ощутимо, а для гостей хостелов этот сбор может стать причиной вообще отказаться от поездки", — считает предпринимательница.
Первый заместитель министра туризма и оздоровительных курортов Ставропольского края Елена Шконда поделилась опытом своего региона, где эксперимент по взиманию курортного сбора проводится с 2018 года. По её словам, в краевой бюджет за период проведения эксперимента поступило более 1,3 млрд рублей. Плательщиками стали более 2,8 млн человек.
"Вначале мы опасались, что будет большое количество неплательщиков, возражений. Но мы такого не заметили, потому что все отдыхающие, которые приезжают на территорию Ставропольского края, знают, что проводится эксперимент. Те отдыхающие, которые приезжают не первый год в регион, замечают, что сейчас уделяется большое внимание объектам инфраструктуры. Самое главное — провести хорошую информационную кампанию, поговорить с операторами курортного сбора о том, как будет работать механизм, выстроить систему сбора отчётов, чтобы это не добавляло нагрузки на их администраторов", — замечает Елена Шконда.

Кешбэк помог

Из других популярных направлений внутри страны стоит отметить Карелию, которая ожидает в этом году дополнительный поток гостей. Есть надежда, что ещё не забылась активная рекламная кампания 2021–2022 годов. Кроме того, в прошлые годы благодаря туристическому кешбэку многие смогли познакомиться с регионом и рассказать о нём друзьям. На волне популярности турсектор в Карелии начал развиваться с удвоенной скоростью. К этому сезону несколько достопримечательностей полностью восстановили, отреставрировали вулкан Гирвас (музей + пешеходная тропа), гору Сампо (обновлён пешеходный маршрут), строят дорогу на водопад Белые Мосты.
"В этом году турпоток не меньше, чем в прошлом. И думаю, следующая волна туристов, летняя, будет даже больше, учитывая ситуацию в стране и мире. Если сравнивать с прошлыми годами, то можно отметить, что в Карелию стали чаще приезжать семьями, с детьми. Стали чаще выбирать наш регион, чтобы отметить здесь, например, свадьбы. Вырос интерес к Приладожью как к направлению: в постковидные годы здесь очень активно развивают глэмпинги, продвигают каяки, сапы, это интересно туристам", — говорит Александра Константинова, руководитель туроператора "Шато Табань".
По её оценке, значительно больше стало спонтанных путешествий. Если раньше люди бронировали туры за месяцы, сейчас всё происходит гораздо быстрее: есть деньги, есть возможность отдохнуть, выбрали, поехали. Более–менее известные турбазы и модные глэмпинги забронированы плотно. Владельцы разводят руками: просто взять и приехать можно будет в августе, не раньше. Впрочем, любоваться белыми ночами, есть бруснику и проживать впечатления от соприкосновения с Карелией прекрасно можно и в палатке.
Настоящий аншлаг ожидают в этом году и в Сочи. Ещё в апреле появились новости о том, что недорогие номера в гостиницах курортной столицы России уже забронированы на всё лето. Ближе к лету выяснилось, что всё же остались не только люксы. По последним данным, в сочинских отелях забронировано от 60 до 80% всего номерного фонда. Значительная часть их заранее выкуплена туроператорами, так что сложности при бронировании возникают в основном у самостоятельных путешественников.
В целом в Краснодарском крае в этом году тоже ожидают рекордного турпотока. Это заметно и по тому, насколько активно бронируются места на горных курортах региона, которые обычно летом менее популярны. Так, в Красной Поляне и её окрестностях рост количества бронирований составил от 1,5 до 10 раз.
Отмена программы туристического кешбэка не должна привести к повышению цен на услуги внутреннего туризма. Да, россияне больше не смогут вернуть потраченные средства, но на рост цен это никак не влияет. Уменьшения числа желающих приехать в Санкт–Петербург точно не предвидится, ведь город всегда входит в топ–3 наиболее востребованных для поездок, причём в любое время года. Но увеличение турпотока может зависеть от доступности и качества туристических объектов, сервиса и прочего.
Елена Шелехова
руководитель пресс–службы сервиса для планирования путешествий OneTwoTrip
В этом году мы наблюдаем падение спроса относительно 2022 года, особенно остро провал показали майские праздники. Внутренний туризм был не самым бюджетным видом отдыха, это в первую очередь связано с высокой стоимостью пассажирских перевозок. Программа кешбэка, безусловно, компенсировала часть этих затрат, сегодня без этой программы мы видим спад спроса. Туристический сбор, в свою очередь, может повлиять на выбор того или иного класса отеля у гостей нашего города. Ввиду того что туристический сбор не дифференцированный, то есть не зависит от стоимости проживания, гости с более высоким достатком и выбирающие отели 4–5 звёзд, скорее всего, не станут принимать решение о смене класса отеля из–за введения сбора. В то время как гости, выбирающие более бюджетные категории отелей, будут делать выбор исходя из дополнительных расходов или в сторону частного сектора для временного пребывания в Петербурге.
Ольга Киселёва
генеральный директор гостиницы "Адмиралтейская"
Петербург исторически входит в топ–3 направлений для путешествий по России, и его популярность только растёт. Если брать динамику на Ozon Travel, то число бронирований в регионе в период с 1 апреля по 25 мая 2023 года выросло двукратно в сравнении с прошлым годом. Средний чек увеличился на 15%. При этом в городе на Неве совершенно не изменилась средняя стоимость проживания за ночь. Рост среднего чека связан только с увеличением продолжительности пребывания в Северной столице.
Михаил Осин
генеральный директор Ozon Travel