Гарантию никто не даст: параллельный импорт идёт вразрез с защитой потребителей

Автор фото: Байгушева Антонина

Развитие параллельного импорта, который должен насытить товарные рынки, могут осложнить требования соблюдать права потребителей.

Объём товаров, ввезённых в страну в рамках параллельного импорта, может достичь к концу года $16 млрд. Такой прогноз в интервью Интерфаксу даёт глава Минпромторга Денис Мантуров, исходя из среднемесячного показателя $2–2,5 млрд. С момента легализации такой схемы, которая произошла в мае, его объём составил, по словам Дениса Мантурова, почти $6,5 млрд.
В Северо–Западном регионе, как ранее сообщал "ДП", особой активности не наблюдается: за май–июнь было ввезено товаров всего на $1,17 млн. По данным Северо–Западного таможенного управления, номенклатура импорта разнообразна, в этом перечне таможенники отмечают оборудование для автотранспорта, трансформаторы, обувь, одежду, клей. Более актуальных данных об объёмах параллельного импорта в Северо–Западном таможенном управлении (СЗТУ) не предоставили.

Слишком защищают

По мнению экспертов, осложнить развитие параллельного импорта может ФЗ "О защите прав потребителей", принятый ещё в 1992 году. Одним из его существенных положений является обеспечение гарантии и сервисного обслуживания товаров.
"Проблемы с гарантийным обслуживанием действительно сейчас обсуждаются, потому что сама механика действий продавца в рамках закона “О защите прав потребителей” очень жёсткая и не предусматривает отступлений… пока что. При параллельном импорте все обязательства по гарантийному обслуживанию переложат на продавцов продукции. И они должны будут самостоятельно в случае предъявления претензий покупателем обращаться к производителям или предыдущему продавцу за заменой товара и т. д. Поэтому для реализации технически сложного товара — это действительно препятствие, поскольку на продавца априори возлагаются повышенные финансовые гарантии", — поясняет Александра Акимова, руководитель практики "Интеллектуальное право. Трудовые отношения и споры" юркомпании "Лемчик, Крупский и партнёры".
Как показывает практика, разногласия между продавцом и покупателем зачастую разрешает суд. И в этих случаях он часто встаёт на сторону последнего, взыскивая достаточно крупные суммы.
К примеру, в конце июля Кировский райсуд Петербурга взыскал 9 млн рублей с ООО "Хендэ мотор мануфактуринг рус", производителя автомобилей, в пользу петербурженки Натали Головастенко. В сентябре 2016 года она купила в ООО "Рольф Эстейт Санкт–Петербург" автомобиль Hyundai Creta за 1,209 млн рублей. Гарантия на иномарку составляла 5 лет, или 150 тыс. км пробега. В августе 2021 года покупательница обнаружила недостаток — "дребезжания глушителя на холодную, загорался индикатор". К тому моменту срок гарантии ещё не истёк. Наталья Головастенко обратилась к продавцу, официальному дилеру Hyundai, и передала ему иномарку на диагностику и ремонт. Срок устранения недостатков истекал в октябре прошлого года, но даже к марту этого года ремонт так и не был выполнен. Покупательница направила дилеру претензию, но он ей отказал.
Тогда Наталья Головастенко обратилась в суд, который встал на её сторону. Правда, это решение ещё не вступило в законную силу. Ответчик имеет возможность подать апелляционную жалобу.
И это только компенсация за одну иномарку. А если вспомнить случаи, когда производитель отзывал автомобили целыми партиями? Поэтому подобные ситуации могут добавить российскому бизнесу финансовой нагрузки.

Своими силами

Марианна Чугаева, управляющий партнёр юридического бюро "Чугаева и партнёры", обращает внимание на важный момент, который потенциально может облегчить жизнь бизнесу. "В отношении товаров параллельного импорта главной проблемой является то, что изготовитель не распространяет свою гарантию на Россию. Так как товары предполагалось эксплуатировать на территории третьих стран, то и гарантийные обязательства изготовитель готов исполнять в этих странах", — говорит эксперт.
Ранее для исполнения гарантийных обязательств изготовителями и их уполномоченными лицами была создана, в том числе и в России, целая инфраструктура. Своевременная и достаточная поставка запасных частей, наличие определённого запаса таких деталей в России, техническая поддержка изготовителя и т. п. — всё это входило в понятие инфраструктуры.
"Параллельные импортёры и уполномоченные ими лица должны со временем создать что–то подобное для исполнения гарантийных обязательств в отношении ввозимых товаров. Тем более что точки такого сервисного и технического обслуживания уже существуют, их работу просто нужно настроить в соответствии с нынешними реалиями", — говорит Марианна Чугаева.
Натэла Пономарёва, управляющий партнёр адвокатского бюро "Натэла Пономарёва и партнёры", самый главный потребительский риск видит в массовом завозе контрафакта.
"Поскольку товары будут ввозиться не официальными представителями брендов, не всегда можно легко понять, являются ли они оригинальными. Ранее этот контроль осуществляли сами бренды, и это значительно снижало долю контрафакта на рынке. С введением разрешения на параллельный импорт не совсем понятно, кто именно будет следить за качеством и оригинальностью ввозимой продукции", — размышляет эксперт.
Однако в СЗТУ не согласны с такой позицией. "В рамках параллельного импорта не легализована возможность ввоза поддельной, некачественной продукции, поэтому будет неправильно утверждать, что увеличится ввоз контрафакта", — заявили "ДП" в управлении.
С начала года СЗТУ выявлено более 524 тыс. единиц контрафактной продукции. С момента легализации параллельного импорта таможенниками Северо–Западного региона возбуждено 14 административных дел по фактам выявления контрафактных товаров, за аналогичный период 2021 года таких дел было возбуждено двадцать.

Поиграли в футбол

Стоит отметить ещё одну категорию потребительских споров, которая, правда, не имеет отношения к российским предпринимателям. Иностранные компании, едва объявив о своём уходе или приостановке работы, тут же получили претензии российских потребителей. Эксперты называют среди ответчиков структуры Nike, Apple, Adidas и другие.
Так, в ближайшее время Хорошевский суд Москвы может возобновить рассмотрение громкого потребительского спора. 28 пользователей PlayStation требуют с подразделений Sony 280 млн рублей моральной компенсации и открытия доступа к игровым ресурсам.
Коллективный иск, поступивший в суд в мае, был обездвижен до 30 августа. Как пояснил Станислав Исаков, старший юрист практики разрешения споров и юридического сопровождения "ССП–Консалт", суд запросил дополнительные документы: копию иска, переведённую на английский язык, а также документы, подтверждающие получение копии иска ответчиком и приобретение истцами приставок Sony PlayStation. "Примечательно, что суд оставил заявление без движения, а не вернул его, с учётом общей тенденции возвращения коллективных исков", — добавил Станислав Исаков.
В Петербурге Василеостровский райсуд рассматривает иск горожанина Игоря Ромашова к Sony Interactive Entertainment Network Europe Limited. По словам истца, в сентябре 2021 года в цифровом магазине PlayStation Store он купил обновление игры FIFA. В процессе игры Ромашов покупал виртуальную валюту FIFA Points, чтобы развивать свой игровой аккаунт. По мнению Игоря Ромашова, ему не была предоставлена информация об ограниченном сроке пользования игрой, что влечёт для него, как для потребителя, ухудшение качества программы. Поэтому, делает вывод петербуржец, им приобретён товар ненадлежащего качества.
Игорь Ромашов просит взыскать с иностранной компании 783,8 тыс. рублей убытков — средства, потраченные им на покупку игровой валюты, и 10 млн рублей компенсации морального вреда. Очередное заседание назначено на сентябрь.
Раньше таможне было легче: при выявлении продукции с нанесённым товарным знаком можно было обратиться к его правообладателю и получить все сведения об этой продукции (является ли товар оригинальным, если да, то возможен ли его ввоз в страну, есть ли разрешение правообладателя). Сегодня для товаров, включённых в перечень Минпромторга, не требуется подтверждение разрешения на ввоз, но при этом обязанность реагировать на ввоз поддельной продукции у нас сохраняется. А это значит, что у таможни прибавилось аналитической работы. Мы реализуем новые решения в рамках системы управления рисками, чтобы ускорить процесс выпуска товаров.
Александр Повод
начальник Северо–Западного таможенного управления
Полагаю, основная проблема заключается в том, что предоставленные потребителям права не соотносятся со складывающейся действительностью. Уже сейчас законодателю надо задуматься над миссией, которую выполняют компании, взявшиеся за насыщение потребительского рынка в рамках параллельного импорта, и скорректировать предоставленные законом покупателю права, размер ответственности бизнеса за нарушение прав потребителей. В частности, я бы рекомендовал законодателю обратить внимание на необходимость увеличения сроков ремонта, обмена товара и т. д.
Владислав Варшавский
управляющий партнёр юридической компании "Варшавский и партнёры"