Осторожный подход: как развивается медицинский кластер Петербурга

Автор фото: Интерпресс
Автор фото: Интерпресс

В отличие от фармацевтических, медицинские кластеры в Петербурге развиваются медленно. Основная причина — отсутствие необходимой законодательной базы.

В классическом понимании кластеры формируются по принципу объединения на одной территории коммерческих предприятий и некоммерческих организаций, близких по виду деятельности. За счёт географической близости, общих каналов распределения и связей с потребителями и другими субъектами региональной экономики они способны производить синергетический эффект. Для медицинского кластера географический аспект работает в меньшей степени, здесь важно создание замкнутого цикла. Попав в систему, пациент должен быстро получить всю необходимую помощь — консультативно–диагностическую, амбулаторную, неотложную и реабилитацию на завершающем этапе.

Скромный список

Именно по такому принципу работают два медицинских кластера, которые в настоящий момент функционируют на территории Петербурга. Первый, сформировавшийся еще в 2012 году, находится в поселке Песочное. Сейчас там работают четыре медицинских учреждения, направленных на лечение онкозаболеваний, из которых три — государственные клиники (стационар дневного пребывания "Петербургский онкоцентр", специализированная больница НИИ онкологии им. Н. Н. Петрова, больница Российского научного центра радиологии и хирургических технологий) и одна частная — Лечебно–диагностический центр международного института биологических систем (ЛДЦ МИБС) им. Березина Сергея. В состав кластера также входит Городской клинический онкологический диспансер, территориально удалённый от основной площадки. Учреждение расположено на пр. Ветеранов.
Второй действующий медицинский кластер, также появившийся в 2012 году, — это кластер детской травматологии и ортопедии. Он расположен в Пушкине и пока включает трёх резидентов: детский ортопедический Институт им. Г. И. Турнера, Федеральный детский центр повреждений позвоночника и спинного мозга при НИДОИ им. Г. И. Турнера и диагностический центр на Лахтинской улице. Третий кластер, меморандум об учреждении которого был подписан в 2015 году, находится немного в стороне, поскольку в его задачи лечебная функция напрямую не входит.
Как рассказал Евгений Шляхто, генеральный директор ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр им. В. А. Алмазова" Минздрава России, целью кластера "Трансляционная медицина", в который вошли шесть ведущих вузов и НИИ города, является формирование базы для инновационного развития медицины и здравоохранения, ускоренного внедрения в практику здравоохранения научных разработок. Среди наиболее интересных проектов кластера, реализуемых в настоящее время, Евгений Шляхто назвал создание отечественного прибора для отделений интенсивной терапии и реанимации, который позволит объединить разрозненное оборудование от различных поставщиков для передачи агрегированной информации на рабочее место реаниматолога. Также эксперт отметил проект, реализуемый совместно с Военмехом, идея которого состоит в автоматизации гистологических исследований.
В перечень медицинских кластеров на территории Петербурга также можно включить и Медико–фармацевтический кластер, созданный в конце 2015 года, но, по словам директора некоммерческого партнерства "Медико–фармацевтические проекты. XXI век" Дмитрия Чагина, из всех резидентов, входящих в этот кластер, медицинскую деятельность осуществляет только одна организация — МИБС им. Березина.

Льготы не положены

После 2015 года развитие медицинских кластеров в Петербурге замедлилось. Причину Александр Солонин, генеральный директор СРО "Ассоциация частных клиник Санкт–Петербурга", видит в том, что отрасль медицинских услуг до сих пор имеет явный экономический перекос в сторону государственной формы собственности. "У нас этот перекос усиливается ещё и тем, что регуляторная функция возложена на государство, основным заказчиком объёмов медицинских услуг также является государство, и более 90% услуг оказывается медицинскими организациями в рамках программы госгарантий. А развитие кластеров зависит от экономической политики, в основе которой лежит готовность взаимодействия с бизнесом", — поясняет Александр Солонин.
Проблемой медицинских кластеров в Петербурге является и то, что они не подпадают под закон, который предоставляет резидентам льготы и преференции. "На федеральном уровне существует два ключевых направления развития кластеров: программа поддержки пилотных инновационных территориальных кластеров Минэкономразвития РФ и программа поддержки промышленных кластеров Минпромторга РФ, — поясняет Игорь Петров, генеральный директор Smart Medical Center. — Именно эти два вектора активности государства задают специфику и форму развития кластерных инициатив на территории РФ. По сути, кластерное законодательство распространяется на производственные площадки, в развитии которых заинтересован конкретный регион".

Неустойчивый характер

Только Медико–фармацевтический кластер Санкт–Петербурга, созданный под патронатом министерства промышленного развития в 2015 году, имеет статус промышленного объединения, поэтому резиденты беспрепятственно получают финансирование из федерального и регионального бюджетов.
Но основную долю резидентов этого кластера составляют именно промышленники — производители лекарственных средств и медицинской техники.
Кластеры, которые курируются Минздравом, испытывают проблемы с финансированием. "К сожалению, существующие варианты финансирования имеют неустойчивый и краткосрочный характер", — признаётся Дмитрий Гаранин, исполняющий директор АНО "Управляющая компания “Инновации и цифровые технологии в здравоохранении”" (управляет кластером "Трансляционная медицина").

Нужны законы

Тем не менее необходимость централизованного подхода к оказанию медицинской помощи, который могут обеспечить кластеры, становится особенно очевидной. Но без политической управленческой воли этот вопрос невозможно сдвинуть с мертвой точки.
Например, московский международный медицинский кластер "Сколково" полностью находится под патронатом правительства Москвы. Он учреждён московскими властями, финансируется из городского бюджета и располагается на территории особого правового регулирования, деятельность которой регулируется специальным законом № 160–ФЗ "О международном кластере". Помимо финансовых преференций документ, созданный специально под этот проект, позволяет клиникам из разных стран работать по собственным протоколам, нанимать врачей–иностранцев и использовать медицинское оборудование и препараты, которые ещё не зарегистрированы в России.
Эксперты считают, что нечто подобное можно было бы создать и в Петербурге. Например, на базе многофункционального медицинского центра Smart Medical Center общей площадью 9 тыс. м2, который к 2023 году должен появиться в Калининском районе.
Концепция проекта подразумевает первый в Петербурге коммерческий медицинский центр с разными резидентами по принципу одного окна. Но без специальной законодательной базы и этот, и другие немногие уже работающие кластерные медицинские проекты по сути так и останутся просто профильными центрами, а новые проекты подобного плана так и будут появляться раз в несколько лет.
Материал подготовлен в рамках Рейтинга аптечных сетей — 2020