С российским акцентом: Юсуповский сад примет фестиваль "Части света"

Борис Гребенщиков

Фестиваль Бориса Гребенщикова "Части света"

Границы на замке, степень международности многих фестивалей стремится к нулю. Либо в онлайн. Для такого принципиально офлайнового и концептуально интернационального опен–эйра, как фестиваль Бориса Гребенщикова "Части света", это обстоятельство кажется сокрушительным. Но так только кажется.
Во–первых, фестиваль в Юсуповском саду всё–таки состоится 12 сентября. Во–вторых, центр его притяжения — группа "Аквариум" — на месте. Как известно, БГ есть что сказать городу и миру: новый альбом "Знак огня" выпущен в разгар пандемии не без помощи краудфандинга, услышать песни с него живьем — дорогого стоит. В–третьих, группа "Аквариум" снова разрастётся, включив в себя других участников концертного марафона, и тут нужно специально отметить: компанию Борису Гребенщикову составят столь видные отечественные мастера этно–джемов и авангардных коллабораций, что за мощь финального аккорда можно вовсе не беспокоиться.
Российский акцент "Частям света" вообще к лицу. Страна у нас большая, частей в ней много, хватит не только на нынешний фестиваль. Первый внутрироссийский опыт получился особенно стройным и эффектным: концертная программа балансирует между world music, этно и эко с изяществом первоклассного канатоходца.
За условный Восток отвечает блестящая московско–бурятская группа Namgar. Намгар Лхасаранова и Евгений Золотарёв превращают традиционные бурятские и монгольские песни в хитроумные и энергичные арт–роковые (впрочем, не без хоровых и разных прочих сэмплов) полотна, которые особенно воодушевляют в живом исполнении — хоть с оркестром национальных бурятских инструментов, хоть в "нормальном" рокерском составе. Бесподобный этно–вокал Намгар отлично вливается в любые джем–сейшны, а опытные музыканты группы замечены во многих супер–джазово–рокерских проектах Москвы и не только.
Мостом между Востоком и Западом послужит трио "Цвет граната", в котором Виталий Погосян импровизирует на дудуке, Владимир Шуляковский удивительно гармонично попадает в его тембр и интонации на барочной скрипке (при этом подбавляя аутентичного барочного жару), а Владимир Волков со своим контрабасом связывает высказывания коллег в бесконечно текучую, длинную форму — получается не набор номеров, а целый роман–вокализ.
За Юг выступит латино–бэнд Markscheider Kunst. Их новый альбом Freedom отличается тем самым чисто петербургским пофигистическим оптимизмом, за который группу и полюбили еще 30 лет назад аборигены нашей, с позволения сказать, культурной столицы.
За Север в этом матче играет команда Oyme. Фольклорный девичий квартет с 2011 года поет песни Мордовии (народностей эзря, мокша и шокша), а с некоторых пор углубляется и в наследие народов Дагестана. Танцевальный саунд–дизайн московского производства исполнен экологического пафоса и здорового популизма. Живые концерты Oyme чуть уступают в эффектности их же видеоклипам, но времена меняются — возможно, меняется к лучшему и жизнь группы на сцене.
Никакой специальной самопрезентацией не заняты музыканты из казанской группы Juna, однако их отнюдь не "этнический", но вполне "экологичный" инди–поп на татарском языке (с хорошей, заметим, поэзией) стремительно набирает популярность в Сети и в офлайне. Juna со своими двумя с половиной клипами, одним альбомом и скромным студенческим обаянием обязательно станет "открытием года" на фестивале БГ. Надо думать, отныне в Петербурге казанцы станут появляться всё чаще.
Наконец, заслуженный петербургский гусляр–авангардист Ольга Глазова уже в сольном выступлении станет частью "аквариумного" света. Вместе с ней на малую сцену выйдут ex–перкуссионист группы Олег Шарр (Шавкунов) и "действительный" гитарист "Аквариума" Алексей Зубарев. Их концерт–импровизация, по всей видимости, плавно перетечёт с малой на большую сцену, прямиком в объятия БГ и его поклонников.