"ЗСД" заплатит за ЗСД

Автор фото: Михаил Тихонов
Западный скоростной диаметр

В Смольном придумали, как платить за ЗСД компании "Магистраль Северной столицы" без традиционного ежегодного скандала в Законодательном собрании. Эти выплаты городской бюджет будет производить не напрямую, а через принадлежащее Петербургу АО "ЗСД".

Правительство Петербурга, АО "ЗСД" и ООО "Магистраль Северной столицы" (МСС) подписали дополнительное соглашение к концессионному договору о создании и эксплуатации Западного скоростного диаметра (ЗСД). Суть документа в том, что Санкт-Петербург возлагает на принадлежащее ему АО "ЗСД" исполнение обязательств перед МСС по выплате компенсаций, говорится в официальном сообщении АО.
Речь идёт о выплате так называемых максимальных компенсируемых затрат (МКЗ) — разницы между минимально гарантированной выручкой концессионера и фактическим сбором денег за проезд по ЗСД. Ранее они составляли от 3,7 млрд до 5,2 млрд рублей в год.
До сих пор эти деньги выплачивались напрямую из бюджета, и всякий раз обсуждение данных выплат приводило к скандалу в Законодательном собрании Петербурга. По мнению ряда депутатов, город не должен платить концессионеру, который и так получает деньги с водителей за проезд. Руководство Смольного парирует тем, что Петербург должен выполнять свои обязательства в рамках заключённых соглашений. Правда, само соглашение является конфиденциальным и официально не публиковалось, что также является поводом для критики.
В бюджете на 2020 год соответствующая строчка впервые не появилась. По сведениям dp.ru, городские власти и МСС рассчитывали на то, что растущий трафик и увеличение тарифов на проезд по ЗСД позволят концессионеру получить достаточную выручку. Однако эти планы были разрушены коронавирусом. После введения ограничений трафик на ЗСД резко упал, и вопрос компенсации МСС вновь стал актуальным.
В июле АО "ЗСД" заключило договор с Евразийским банком развития, который открыл компании кредитную линию на 6 млрд рублей. И вскоре АО запросило первый транш в размере 1,6 млрд на компенсации МСС.
"С 2020 года в бюджете Санкт-Петербурга не заложены средства на субсидирование ООО "Магистраль Северной столицы". Тем не менее в рамках исполнения СГЧП сохраняются обязательства перед частным партнёром по возмещению ранее понесённых им затрат. Отметим, что объём компенсации частному партнёру определяется по итогам финансового года", — прокомментировали дополнительное соглашение в комитете по инвестициям Петербурга.
"При нехватке денег АО "ЗСД" будет осуществлять заимствования под гарантии города, чтобы долг не ложился на бюджет. Но всё равно он так или иначе будет на бюджете", — полагает депутат Заксобрания Оксана Дмитриева, один из критиков финансовой модели ЗСД.
Дело в том, что АО "ЗСД" практически ничего не зарабатывает, хотя и сдаёт в аренду МСС сооружения ЗСД, а также землю под ними. Расходы компании покрываются через механизм выкупа Петербургом допэмиссий акций АО. При этом бюджетные деньги оказываются как бы "размазанными" на различные цели, например строительство новых развязок ЗСД или выплаты по облигациям компании.
Не исключено, что новая схема снизит и юридические риски, если, к примеру, практика прямых выплат городом будет оспорена в суде. Соответствующие призывы уже звучали: депутат ЗакСа Алексей Ковалёвпросил прокурора города подать такой иск. Кроме того, есть прецедент, по которому петербургские власти сами добились в суде права не платить Невской концессионной компании за непостроенный Орловский тоннель.
Оксана Дмитриева напоминает, что на фоне пандемии коронавируса город вынужден сокращать свои расходы. "Скорее всего, город хочет не то чтобы замаскировать эти выплаты, потому что это очевидно, а просто сделать так, чтобы они осуществлялись даже тогда, когда у бюджета денег нет", — считает депутат.