Белорусский кризис: экономический интерес Северо-Запада

Автор фото: Сергей Коньков

В то время как мы следим за белорусским кризисом в политической плоскости, он имеет и экономическое измерение. Которое может положительно отразиться на экономике Санкт-Петербурга и Северо-Запада.

Александр Лукашенко предложил правительству перенаправить грузопотоки из портов Литвы, потому как страны, угрожающие санкциями республике, "зажрались и забыли, что такое Беларусь".
Действительно, порт Клайпеды загружен от 30 до 50% белорусскими товарами. Кроме собственно перевалки, Белоруссия обеспечивает железнодорожный и автотранзит в объёмах не менее 20 млн тонн. Кроме того, белорусский капитал активно инвестирует в развитие инфраструктуры литовских портов. Налицо политэкономический парадокс: литовская власть системно работает на подрыв белорусской государственности уже не один десяток лет, а Минск не менее системно делится с Вильнюсом добавленной стоимостью. Данный парадокс усиливается тем фактом, что белорусская экономика получает скрытые дотации от России за счёт нерыночных союзных скидок на нефть, которая затем перерабатывается на белорусских предприятиях и отправляется на экспорт через Литву. Дело не только в нефтепереработке: дешёвые энергоресурсы заложены во всей продукции, выпускаемой в Белоруссии, что обеспечивает её конкурентоспособность. Получается, что Россия из союзных побуждений помогает Белоруссии, которая в одностороннем порядке подключает к дотациям Литву.
Минск ранее неоднократно грозил снизить литовский портовый транзит, однако дальше слов не доходило.
Теперь, когда между Белоруссией и альянсом Литва — Польша развернулся полноценный политический кризис, а Россия выступила гарантом суверенитета республики, вопрос об отказе перевалки белорусских грузов через литовские порты надо ставить ребром.
Во-первых, недопустимо дотировать враждебное государство из российских нефтегазовых дотаций.
Во-вторых, белорусский политический кризис будет затяжным и обернётся экономическими последствиями. Уже звучат заявления Минска о необходимости облегчить кредитные обязательства перед Россией. Скорее всего, Минск будет обращаться за новыми кредитами и просить дополнительные экономические привилегии в Союзном государстве. Переориентирование белорусской перевалки в Россию — это вопрос комплексного развития Северо-Запада, а не только экономика. Собственно, наши порты и так показывают уверенный рост.
Во-первых, белорусский транзит значительно оживит депрессивную Псковскую область, которая превратилась в тупиковый регион после интеграции Латвии и Эстонии в ЕС и НАТО.
Во-вторых, это заставит РЖД и "Росдорстрой" инвестировать в инфраструктуру региона. Витебский вокзал получит второе дыхание, а дороги Псковской области наконец-то подтянутся до уровня Ленинградской области. Кто ездил на машине из Питера в Минск — тому рассказывать не надо об уровне катастрофы.
В-третьих, это сотни, если не тысячи рабочих мест для наших сограждан в портах и на сопутствующих предприятиях.
В-четвёртых, экономические субсидии Белоруссии начнут возвращаться в российскую экономику.
Считаю, что в этом вопросе России надо ставить вопрос ребром, а не ждать, пока белорусская власть проявит инициативу. Зная многовекторный стиль Минска, можно предположить, что по мере угасания политического кризиса дотирование Литвы из нефтегазовых бонусов России продолжится.
Региональной власти Санкт-Петербурга и Ленобласти надо выходить с инициативами и предложениями, а также подключать лоббистские возможности на федеральном уровне. Благо, что Владимир Путин лично включился в урегулирование белорусского кризиса и Россия обеспечила гарантии суверенитета республики на всех уровнях.
P. S. Для чистоты понимания ситуации с белорусским транзитом через литовские порты мы с коллегами из Научно-исследовательского центра проблем интеграции стран — участниц Евразийского экономического союза "Союзный нарратив — 2050" подготовили подробное исследование на эту тему.
Семён Уралов, специально для DP.RU