Проводы столицы: Петербург стал самым троллейбусным городом России

Автор фото: Сергей Ермохин

После отказа Москвы от троллейбусов.

С последних маршрутов этот вид московского транспорта ушел 25 августа. Прощаясь, несколько десятков неравнодушных москвичей ходили вокруг вагона и скандировали: "Возвращайся". Кто–то уже назвал этот день "черным вторником" в истории столичных пассажироперевозок: такой транспорт считается более комфортным в сравнении с автобусом. Чиновники в Петербурге видят в проводах потенциал.

Нелюбовь

Московская троллейбусная сеть работала с 1933 года, и еще 5 лет назад она была крупнейшей в мире. Но правление столичного мэра Сергея Собянина ей было не суждено пережить: новый градоначальник никогда не скрывал своей нелюбви к этому виду транспорта, поэтому он постепенно исчезал с московских улиц.
Один из немногих плюсов (если не единственный) этой реформы — регионы бесплатно получат относительно свежую технику из столицы. Самые новые машины (2017 года) заберет Саратов, часть уедет в Ижевск, Ростов–на–Дону, Тулу, Чебоксары и другие города. Сейчас во многих регионах на маршруты выходит техника времен СССР.
Петербург, потребность которого в троллейбусах на сегодняшний день составляет порядка 280 единиц, на столичный секонд–хенд не претендует, сообщили "ДП" в комитете по транспорту.
Сегодня парк Петербурга насчитывает 723 троллейбуса, из них 125 — с увеличенным автономным ходом (ТУАХ). В Москве, к слову, в лучшие годы было более 1500 единиц. Но даже с таким числом техники Петербург смог получить негласный статус троллейбусной столицы Европы, это признали сами европейцы. Благодаря тому что город сохранил контактную сеть, которую в других регионах демонтировали (например, в Перми), у Петербурга есть большой потенциал для развития такого транспорта, считают зарубежные специалисты.

Автономные

К плюсам Петербурга можно отнести и ставку на ТУАХ, а не электробусы, как сделали в Москве, считают эксперты. ТУАХ, сохраняя плюсы обычного троллейбуса, не требует новой инфраструктуры и позволяет быстро расширять сеть маршрутов. Для электробусов же необходима сеть дорогих зарядных станций. Зарядиться быстро они не могут, поэтому требуется большее количество техники и водителей, чтобы сохранять прежний интервал движения.
"По эффективности нерельсовый общественный транспорт можно выстроить в следующем порядке: троллейбус, ТУАХ, дизельный автобус, газовый автобус, электробус. Современный уровень технологий пока не позволяет делать надежные батареи с длительным сроком службы большой емкости, дорогое зарядное оборудование. ТУАХ заряжается, пока едет, от контактной сети, и ему не требуются батареи большой емкости. В Китае и на Западе использование электробусов вызвано отсутствием троллейбусов и стремлением улучшить экологию. Там, где есть троллейбус, он очень активно развивается. Это путь к эффективному городскому пассажирскому транспорту. Замена их в Москве дизельными автобусами и частично электробусами — это колоссальное увеличение затрат и ухудшение экологии города", — считает профессор кафедры транспортных систем СПбГАСУ Андрей Горев.
За 2 года в Северной столице удалось развить крупнейшую в России маршрутную сеть ТУАХ, и процесс продолжается, отмечают в ГУП "Горэлектротранс" (ГЭТ).

Большие планы

"Внедрять новый вид транспорта позволяет наличие развитой и поддерживаемой в рабочем состоянии троллейбусной инфраструктуры, которая служит своего рода зарядной станцией для инновационных моделей прямо во время движения. Затем они опускают токоприемники и часть маршрута преодолевают на автономном ходу", — прокомментировали в ГЭТ. По схожему пути, к слову, планируют развивать свои транспортные системы такие европейские столицы, как Берлин и Прага.
По мнению Андрея Горева, ТУАХ эффективнее использовать не в новостройках, а в центре города, где они должны вытеснять автобусы. "У нас значительное число автобусных маршрутов проходят по улицам с контактной сетью либо целиком, либо частично, позволяя как раз использовать ТУАХ. В центре на контактной сети много пересечений, стрелок, смыканий — техника на автономном ходу позволяет от них избавляться. В исторической части даже без Невского пр., где как раз снятие контактной сети нецелесообразно из–за большого количества троллейбусов, есть места, где она явно портит вид и перетяжки нужны только для освещения на столбах: Исаакаевская пл., Биржевая пл. и т. д.", — считает эксперт.
В Комтрансе "ДП" сообщили, что пока в центр города запускать ТУАХ не планируется, но намерения по развитию и закупке новых машин есть. За счет них как раз будет увеличена троллейбусная сеть. В 2020 году в Петербург поступит более 140 различных единиц этой техники. До 2022 года Комтранс постепенно планирует списать около 90 изношенных машин.