Пир во время пандемии: самоизоляция закрепила привычку покупать онлайн

Автор фото: Тихонов Михаил

За время самоизоляции рынок e-grocery испытал резкий подъем, летом последовал традиционный спад, но привычка покупать онлайн у потребителя уже закрепилась.

По итогам 2019 года лишь 45 млрд рублей приходилось на оборот продуктов питания через интернет. По оценкам аналитического агентства INFOLine, в 2020 году показатели увеличатся ровно в три раза — общий объем продаж составит около 135 млрд рублей.
Онлайн–продажи компаний демонстрировали значительный рост в период самоизоляции. Так, X5 Retail Group стала ведущим игроком по обороту в сегменте онлайн–торговли продуктами питания в России по итогам II квартала 2020 года, впервые обогнав многолетнего лидера сегмента, компанию "Утконос".
В дополнение к экспресс–доставке из магазинов "Пятерочка" Х5 запустила сервис экспресс–доставки из супермаркетов "Перекресток". В компании сообщают, что общая выручка от онлайн–продаж составила 5,1 млрд рублей за апрель–июнь, достигнув пика в 2,1 млрд рублей в мае. Количество заказов в онлайн–супермаркете "Перекресток" превысило 885 тыс. во II квартале, увеличившись более чем в 3 раза по сравнению с 2019 годом.
Летом темпы роста рынка закономерно замедлились, но, по словам экспертов, это не значит, что онлайн–магазины продуктов после самоизоляции потеряют актуальность. Сервис доставки iGooods в I квартале 2020 года совершил более 900 тыс. доставок, что почти втрое больше, чем за аналогичный период прошлого года. Во II квартале число доставок составило 610 тыс. заказов (это в 4 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года). При этом управляющий и сооснователь iGooods Григорий Кунис сообщает: "Летом мы наблюдаем традиционный спад спроса на доставку продуктов — люди уезжают в отпуск, на дачи, дети отправляются к бабушкам–дедушкам в маленькие города. К осени спрос вновь вырастет".
С этим согласен Иван Федяков, генеральный директор INFOLine: "Сейчас ощущается спад потребительской активности, но это предсказуемо, потому что летний период всегда является не самым активным для розничной торговли".
Однако не все сервисы заметили влияние летнего спада на спрос. Так, выручка "Яндекс.Лавки" за II квартал составила 2,3 млрд рублей. По словам официального представителя фудтех–направления "Яндекс.Такси" Елены Новиковой, в компании не видят признаков даже обычного для ретейла летнего замедления; компания уже существенно нарастила свое присутствие в Петербурге, сначала за счет подключения к доставке водителей такси, а после снятия ограничений на строительство — и за счет открытия новых точек.
В "Самокате" подсчитали, что спрос на услуги сервиса, по сравнению с докризисным периодом, увеличился в 3,5 раза. Летнего спада спроса компания тоже не наблюдает. "После отмены самоизоляции люди перестали закупаться впрок, и это повлияло на рост среднего чека. Однако меньше пользоваться экспресс–доставкой продуктов люди не стали", — отмечает Игорь Рожков, директор сервиса по маркетингу.

Расширение онлайна

Пандемия ускорила сдвиг потребительских предпочтений. В "Яндексе" рассказали, что в фудтех–проектах прирост аудитории составил более 120%. Это новые пользователи, которые никогда раньше не заказывали еду и продукты онлайн. За месяцы самоизоляции они усвоили новые цифровые привычки и не спешат от них отказываться. Такую оценку подтверждают и данные "Самоката": свыше 60% новых клиентов, подключенных за период действия режима самоизоляции, продолжили пользоваться доставкой.
Еда — традиционно одна из самых консервативных сфер для потребителей. Долгое время она отсутствовала на рынке интернет–торговли, подчеркивает Иван Федяков. "Учитывая рост онлайн–аудитории, становится понятно, что потребительская привычка сохранится. Интернет–торговля показывает очень серьезные темпы роста, и он продолжится в последующие годы", — считает эксперт. При этом, имея достаточно серьезные объемы продаж, e–grocery занимает всего лишь 1% от общего объема рынка.
X5 поддерживала темпы ежемесячного роста по количеству заказов на уровне 30%, открывая при этом по 20–30 новых дарксторов в Москве и Петербурге и до пандемии. По прогнозам компании, рост покупок в онлайн ускорится. В долгосрочной перспективе ретейлер планирует занять 15–20% онлайн–рынка.

Борьба с традицией

Рынок онлайн–сервисов в фуд–ретейле делится на разные миссии и форматы, в каждом присутствуют различные игроки. При этом конкуренция происходит не между брендами, а между бизнес–моделями, считают эксперты. Прежде всего это сервисы доставки продуктов питания (такие как iGooods, "Утконос", "СберМаркет"), ретейлеры, которые развивают собственные магазины (X5 Retail Group, "Лента" и др.), и экспресс–доставка, которая работает по специфической модели, используя дарксторы.
"Мы имеем уникальную ситуацию, которая заключается в том, что параллельно работает несколько относительно успешных бизнес–моделей. Нет таких национальных рынков, где было бы такое разнообразие решений на рынке, которые бы параллельно и активно развивались", — отмечает Иван Федяков.
При этом участники рынка отмечают, что конкурентная борьба идет не внутри онлайна, а с офлайном. "Этот сегмент настолько мал сегодня, что внутри еще не сформировались конкурентные зоны, где компании могли бы мешать друг другу. Все вместе мы конкурируем прежде всего с традиционным ретейлом", — считает Игорь Рожков. Елена Новикова подчеркивает: все сервисы сейчас работают на то, чтобы приучить пользователей заказывать онлайн.
По словам Ивана Федякова, пока влияния конкретных брендов на рынок нет — рекламная активность одной компании приводит к росту продаж у всех. В будущем роль бренда усилится и рынок перераспределится, но пока что сервисы друг друга дополняют, а потребители готовы экспериментировать.
Материал подготовлен специально в рамках Рейтинга агрегаторов — 2020