Забег на удалённую дистанцию: рынок детского допобразования резко просел

Автор фото: Vostock-Photo

В 2020 году рынок дополнительного детского образования сократился на 17%

На данный момент в Петербурге насчитывается около 5 тыс. организаций, оказывающих услуги по дополнительному развитию и образованию ребенка. Часть из них перешли на дистанционное обучение, но онлайн–формат спас не всех. Треть рынка борется с убытками.
У клуба для детей и подростков "Лига роботов" потери составили 1,5 млн рублей (12 млн рублей недополученной прибыли). "У нас 30 точек. Везде арендодатели помещений пошли навстречу, и пока мы платим только за коммунальные услуги. Закрылась лишь одна точка, договориться не смогли с руководством технопарка “Ленполиграфмаш”", — рассказывает Евгений Чариков, генеральный директор образовательной сети. На данный момент организация не работает, как и многие другие представители этого сегмента рынка. Пока нет официального разрешения на возобновление деятельности организаций дополнительного образования для взрослых и детей.
Рынок как может держится за счет онлайна, но не все дисциплины вписываются в удаленку. "Это не тот формат, который позволяет нам реализовывать наши цели и задачи в обучении. Робототехнику нельзя преподавать дистанционно, необходимы конструкторы, материалы", — говорит Чариков.
При этом сам рынок онлайн–образования (учитывая репетиторские услуги), по словам экспертов, увеличился более чем на треть. Развитие этого формата для школьных и внешкольных центров дополнительного образования в период карантина стало больше необходимостью, чем желанием.
"Современные дети очень много времени проводят у экрана монитора, наша задача — снизить эту нагрузку. При дистанционном обучении в школе это экранное время еще увеличилось. Конечно, если не будет возможности работать, мы станем развивать онлайн–формат, но все–таки выступаем за очное преподавание", — говорит Анна Беляева, руководитель образовательного пространства "Квазар".
"Конечно, ситуация с вынужденным переходом в дистант и онлайн далась непросто, но большинство сумело гибко перестроиться. И сейчас готовит “план А (офлайн)” и “план Б (онлайн)”. И как раз в этой ситуации отсутствие утвержденных в комитете по образованию программ, которым необходимо жестко следовать, а также привязки к помещению, указанному в лицензии, помогает им быстро адаптироваться под ситуацию в изменяющихся условиях", — считает Наталья Король, координатор проекта "ШколПРОсвет".
Рост рынка дополнительного школьного онлайн–образования составил в 2019–м 33%. Объем по итогам 2019 года — 10 млрд рублей. Основной доход получают онлайн–школы и образовательные платформы.

Альтернативное обучение

К осени традиционно увеличивается спрос на частное и домашнее обучение. За последние 4 года в Петербурге открылось с десяток новых небольших частных школ. Всего в городе насчитывается более 50 подобных организаций (менее 10% от общего числа всех образовательных учреждений).
Правда, имеются нюансы. "Есть довольно много проектов, работающих без лицензии на дополнительное образование, подтверждающей, что помещение соответствует санитарно–гигиеническим нормам, а сотрудники имеют соответствующую профессиональную квалификацию. Формально они не имеют отношения к этому рынку. Помещение, которое будет соответствовать этим нормам, найти непросто (или очень дорого), поэтому значительная часть знакомых нам организаций предпочитает варианты более демократичные. И работает вполне успешно", — отмечает Наталья Король.
"Сейчас очень интересное время для развития рынка. Подобный всплеск спроса наблюдался в 1990–е, затем рынок не очень сильно менялся. Сейчас многие снова стали обращать на это внимание, — рассуждает Михаил Эпштейн, директор частной организации “Эпишкола”. — Частные школы по определению более мобильны, потому что это бизнес. Процесс принятия решений более быстрый, чем у государственных школ. Гораздо больше нестандартных инициатив. Постоянно мониторится рынок с целью выявления новых потребностей у родителей и учеников. Очень важна позиция клиента, поэтому частные школы могут договариваться".
В это же время эксперты замечают, что коронавирусная эпопея не сильно задела рынок частного образования. Трудности возникли с падением платежеспособности родителей. Многие школы вынуждены вводить системы скидок, отсрочки платежей и предлагать переоформление договоров на обучение. Так они могут сохранить хотя бы часть учеников. При этом на рынке наблюдается увеличение средней стоимости занятий — от 5 до 15% в зависимости от сегмента. "Многие родители летом поспешили к частным педагогам. За счет этого цены начали расти. Повысили стоимость своих услуг частные репетиторы, мы тоже вынуждены были увеличить зарплаты своим педагогам", — рассказывает Татьяна Кузовкова–Мосина, генеральный директор развивающего детского центра Kid start.
Материал подготовлен в рамках Рейтинга образования — 2020