Учиться и учиться, но гибридно: вузам предстоит нелёгкая жизнь в новых условиях

Автор фото: Ермохин Сергей

Подготовка к учебному году в новом формате усложнит жизнь петербургским вузам, считают эксперты.

Главную сложность специалисты видят не в необходимости проводить занятия дистанционно, а в соблюдении профилактических правил.
Согласно рекомендациям по профилактике коронавируса для вузов, подготовленным Роспотребнадзором совместно с министерством науки и высшего образования, в институтах должны будут мерить температуру студентам и сотрудникам дважды в день, обеспечивать их средствами защиты (масками и перчатками), проводить дезинфекцию контактных поверхностей и санузлов, а также обеззараживать воздух в помещениях. "Организация “входного фильтра” всех лиц, входящих в организацию, с обязательным проведением термометрии бесконтактным способом. Проведение термометрии у студентов, педагогического состава и персонала не менее двух раз в день", — говорится в тексте документа. В учебные организации не должны допускать лиц с признаками инфекционных заболеваний (кашель, насморк, повышенная температура). Тех, у кого выявят признаки инфекционного заболевания в течение дня, рекомендуется изолировать до приезда скорой помощи. Иностранных студентов допустят до очной учебы после двухнедельного карантина и сдачи ПЦР–тестов на коронавирус.
Говоря о профилактических мерах, эксперты отмечают, что не все они действительно имеют смысл. "Мероприятия по клинингу помещений и обеззараживанию воздуха, безусловно, обоснованны. Также важно перед началом учебного года проверить работу систем вентиляции в вузах, произвести их дезинфекцию и установить озонаторы. Заражение коронавирусом происходит в замкнутых пространствах, где отсутствуют системы вентилирования. А вот “тотальное ношение масок и перчаток” бессмысленно. Их необходимо надевать только тем, кто чувствует недомогание", — поясняет основатель Петербургского медицинского форума кандидат медицинских наук Сергей Ануфриев.
Обучение будет происходить в "гибридном" формате: часть занятий предстоит проводить очно, часть — дистанционно. Преподавателям старше 65 лет, имеющим хронические заболевания, рекомендуется читать лекции онлайн. В таком режиме вузы планируют отработать весь осенний семестр.
В учебных заведениях должны были пересмотреть расписание так, чтобы избежать большого скопления студентов в коридорах и холлах вуза, массовые мероприятия запрещены, занятия физкультурой рекомендуется проводить преимущественно на свежем воздухе.
"Рекомендации Роспотребнадзора усложнят жизнь вузам. К тому же их соблюдение потребует и дополнительного финансирования, придется перераспределять бюджеты для соблюдения санитарных требований (маски, санитайзеры, термометры)", — говорит Павел Фролов, основатель международной сети школ робототехники "РОББО Клуб", преподаватель Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.

Готовы ко всему

К исполнению рекомендаций Роспотребнадзора вузы подходят основательно. "В университете организована ежедневная уборка помещений с применением дезинфицирующих средств, используются ультрафиолетовые бактерицидные установки дезинфекции воздуха, на входах в здания (в том числе общежития) установлены дозаторы. В общежитиях также подготовлены изоляторы для лиц с подозрением на COVID", — сообщили в пресс–службе СПбГУ.
Организовывают смешанный режим учебы в каждом вузе по–разному. В Европейском университете планируют проводить занятия преимущественно в очной форме, а дистант предоставить в основном иностранным и иногородним студентам.
В СЗИУ РАНХиГС тоже делают ставку на очный формат обучения. "Ожидаем, что с 1 сентября к традиционной учебе приступят более 7 тысяч студентов и слушателей всех направлений подготовки. Но все, кто сочтет необходимым оставаться дома и получать знания через информационно–образовательную среду института и онлайн–курсы, получат такую возможность, учтем мнение каждого, спланируем учебный процесс на ближайшую перспективу", — поделились в институте.
Первокурсников многие вузы все же пригласят на очные пары. "Важно, чтобы вчерашние школьники адаптировались к новому месту учебы, познакомились с преподавателями, узнали о традициях и обычаях института. Это воспитательная работа и важный опыт, заменить который не смогут никакие онлайн–платформы", — отмечает проректор по учебной и методической работе СПбГЭУ Вероника Шубаева.
В Политехническом университете первокурсники тоже будут посещать аудиторные занятия. Для старших курсов и студентов магистратуры формат будет смешанным. Занятия для вечернего и заочного отделений тоже будут удаленными, но желающим предоставят возможность посещать кампус университета для консультаций с преподавателями.
Если читать лекции в онлайн–формате даже удобнее, то с практиками и лабораторными работами, где используют специальное оборудование, сложнее, признаются в Университете аэрокосмического приборостроения (СПбГУАП). "Весной мы использовали виртуальные аналоги и модели, что позволило продолжать учебный процесс по ряду дисциплин, но работу с настоящими “железными” стендами и установками они не заменяют в полном объеме", — признаются там.

Не в новинку

Эксперты считают, что "гибридный" формат обучения не повлияет в итоге на качество образования. Основатель Superjob Алексей Захаров считает, что тенденция к смешанной форме обучения сохранится в будущем. "Классическое высшее образование, при котором молодые люди сидят 5 лет за партой, а потом начинают искать работу, устарело уже давно, оно ограничивает студента. В прошлом семестре многим преподавателям было сложно перестраиваться на новый режим работы, но к началу сессии большинство профессоров к нему привыкли", — указывает он.
В онлайн–школе английского языка Skyeng тоже согласны, что смешанная форма образования — не инновация. "Формат Blended Learning уже прошел испытание временем и отлично подходит для формального образования: преподаватель сохраняет контакт с учеником в аудитории и сосредотачивается на творческой работе, а цифровые ресурсы берут на себя автоматизацию самостоятельной работы студентов и рутинную работу по аналитике. При этом педагог становится тьютором, помогает своим студентам в формировании индивидуального образовательного трека", — считает Виолетта Усанова, руководитель Skyeng Education System for University (Skyes University).
Павел Фролов отмечает: студенты вузов более готовы к смешанному и дистанционному обучению, чем школьники. Важно, чтобы форма обучения была синхронной, когда преподаватель и студенты "встречаются" на цифровой площадке, видят друг друга и могут взаимодействовать, хотя организовать это сложнее, чем просто выкладывать записи лекций в интернет.
"До эпидемии дистанционный формат редко использовался вузами для студентов очной формы обучения, аудио– и видеолекции записывали для студентов–заочников. Они более приспособлены к новым реалиям образования", — считает Фролов.
Материал подготовлен в рамках Рейтинга образования — 2020