Цифр много, идей нет: что не так с антикризисным планом Смольного

Автор фото: "Коммерсант"

План-капкан Смольного по выводу экономики из кризиса прост и изящен: вернутся туристы — заживем.

На прошлой неделе правительство города представило свой прогноз преодоления кризиса. Мы узнали, что в 2020 году ВРП города сократится на 4%, в 2021–м восстановится на 3,1%, дальше будет расти на 3%. Если новых коронавирусных ограничений не введут, то экономика пойдет вверх по всем фронтам. Промышленность со следующего года будет расти на 3,5–4,7%, объем строительных работ — примерно на 6–6,5%. Вверх рванут и средние зарплаты: уже в 2021 году — на 8,5%.
Говоря о драйверах восстановления, чиновники используют общие слова: это рост производительности труда и рост вложений в городскую экономику. По прогнозу Смольного, за следующие 3 года инвесторы принесут 3,1 трлн рублей (правда, за I квартал 2020 года они принесли только 100 млрд).
Меньше всего понятно, куда именно потекут эти инвестиции. Экономика у нас уже давно растет в отрыве от стратегий и целей. Складывается ощущение, что город настолько диверсифицировался, что локомотивных областей специализации и конкурентного преимущества уже не существует (по крайней мере для чиновников). Ну кроме стройки — там ведь бал правит дешевая ипотека. И хотя это не заслуга городских властей, должно сработать. Конечно, если завтра не прилетят санкции за Белоруссию и ЦБ не придется ставки обратно задрать.
Зато конкретный разговор отлично получился про туризм, на который, видимо, теперь возлагаются большие надежды. Это логично, ведь 6% ВРП — серьезная доля. Но, во–первых, почему–то забывают о том, что турпоток уже и так на пределе. Люди начинают уставать от китайцев с селфи–палками и осторожно посматривают на опыт Барселоны. Во–вторых, пока что толком не завершилась даже первая волна. На туристах заработаем в лучшем случае в 2021 году. В–третьих, туризм — это хорошо, но неужели наш город больше ничего не может? IT–кластер какой–нибудь развить, переманить туда мятежных белоруссов. Если уж своих идей совсем нет, наняли бы ВШЭ или KPMG c McKinsey.
Можно бесконечно клеймить Валентину Матвиенко за идею срезать лазером "сосули", но лучше уж иногда выдавать такие инновации, чем вообще никаких. В ее время чиновники с нуля создали автокластер, который теперь составляет до 20% промышленной отгрузки в денежном выражении. Привлекли фарму, которая сегодня единственная устойчиво растет. Запустили статусные инвестиционные проекты, в которые каким–то образом удавалось затащить иностранцев.
Интересно, ностальгирует ли по тем временам вице–губернатор Евгений Елин? Ведь он работал в той команде.
Возразят, что конъюнктура переменилась и сейчас "креативить" сложнее. Все очевидные ниши в промышленности заняты и развиты. Население зажирело и вместо покупки нового автомобиля спускает деньги на туризм (читай: вывозит из региона). Западные партнеры заезжать в Петербург на 10 и более лет с длинными деньгами не готовы — только на пару ночей, чтобы потратить в среднем 36,4 тыс. рублей (официальная оценка за 2019 год).
Согласимся: развиваться нелегко. Но кто у руля в этих условиях? Для понимания — вот вольный пересказ диалога на заседании правительства. Депутат Надежда Тихонова жалуется: "Образовательные учреждения не могут получить кредиты на выплаты зарплат, мы теряем сферу". Комитет по экономической политике отвечает: "Согласен, но заставить выдать кредит частные банки мы не можем, и вообще 85% образования — это государственная сфера". То есть рычагов в госбанках у нас нет. Гарантий в бюджете, видимо, тоже. И вообще: нет полномочий — нет проблемы. Если бы Петербург был транснациональной корпорацией, чьи акции свободно торгуются на бирже, такой доклад вызвал бы распродажи. Но, к счастью для чиновников Смольного, они не наемные эффективные менеджеры. И для них отсутствие стратегии — не точка в карьере и даже не трагедия, это трудовые бюрократические будни.