Студии возвращаются: когда нет смысла платить дороже

Манхэттенский микролофт, лондонский лофт, парижская квартира-студия, токийская мини-квартира в стиле ваби-саби… В одном ряду с зарубежными квартирами для "свободных людей" стоят сегодня студии в новостройках российских мегаполисов.

Несмотря на то что студии в сознании многих наших соотечественников ассоциируются с самым доступным жильём, стабильным спросом пользуются они и в жилых комплексах бизнес-класса. Среди предложений о продаже студий в новостройках Петербурга сегодня есть как демократичные по цене, так и дорогие. Нижний порог стоимости порядка 1,15 млн рублей зафиксирован в одном из строящихся жилых комплексов в Девяткино. На другом конце ценовой линейки — студия в сданном доме на Крестовском острове. Квартира площадью 86,3 м2 без отделки, но с отдельным санузлом и террасой стоит 33,6 млн рублей. Если не брать крайние точки и рассматривать предложения демократичной ценовой категории и достаточно высокого качества, то стоимость студии бизнес-класса, например, в проекте "Цивилизация на Неве" на Октябрьской набережной начинается от 3,3 млн рублей. Это сопоставимо с ценой однокомнатной квартиры в доме комфорткласса.
Директор по развитию, партнёр "М2Маркет" Роман Строилов отмечает стабильный уровень спроса на студии в проектах бизнес-класса в Петербурге.
"За первое полугодие 2020-го было зарегистрировано около 14 тыс. м2 проданных студий в проектах бизнес-класса. Для сравнения: 2 годами ранее, за первое полугодие 2018-го, продано около 21 тыс. м2. Вероятно, на данный момент зарегистрированы далеко не все сделки за первое полугодие 2020-го. Учитывая активный старт новых проектов бизнес-класса 1–2 года назад, велика вероятность реального уровня проданных студий бизнес-класса за первое полугодие 2020-го на уровне 20 тыс. м2 и выше", — говорит Строилов.
Принято считать, что "отцом" студий почти 100 лет назад стал немецкий архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ, переехавший в Америку в 1930-х годах прошлого века и ставший основателем интернационального стиля и всей модернистской архитектуры. Это были квартиры с минимумом стен и перегородок, предназначенные в основном для молодых людей, нацеленных на покорение мира и не обременённых семьёй.
Автор: Ермохин Сергей
В России студии стали строить в составе новых жилых комплексов на рубеже ХХ и ХХI веков. Для большинства их покупателей это было первое собственное жильё. Его можно было приобрести в качестве альтернативы традиционному старту самостоятельной жизни — комнате в коммуналке. Это был своеобразный вызов прежнему укладу быта, и новый уклад освобождал от бабушкиного варенья позапрошлого года и "дембельского" кителя с аксельбантами и предоставлял простор для дальнейшего развития и расширения горизонтов. Эксперты отмечают, что среди покупателей студий в последние годы стало больше представителей IT-сферы, креативного класса, блогеров, бизнес-коучей… Это молодые люди, которым важна хорошая транспортная доступность и развитая инфраструктура, свобода от условностей и лишних вещей и чтобы всё было под рукой.
Со временем преимущества квартир-студий оценили не только студенты и молодые семьи без детей, но и уже состоявшиеся люди более солидного возраста и социального положения.
Сами студии развивались со временем как тип жилья в сторону усовершенствования: и в плане увеличения размера, и в локации, и в уровне комфорта. Многие сегодня предпочтут студию в жилом комплексе бизнес-класса одно- или двухкомнатной квартире в стандартном доме при примерно равной стоимости. Особенно если это студия в доме в престижной локации. В отличие от экономвариантов в закадье, квартира-студия в комфортном доме поблизости от центра Петербурга привлекает не только качеством самого жилища, но и достойной инфраструктурой, и равномерным социальным окружением, и уровнем сервиса.
В новостройках, избавленных от недостатков домов более ранней постройки — изношенности коммуникаций, нерациональных планировок, сомнительного социального окружения, — в последнее время пользуются спросом квартиры с отделкой. В Европе ситуация такая же. Принято передавать объект собственнику почти в готовом виде — на полу плитка, ламинат или паркет, стены выровнены и окрашены, установлены межкомнатные двери и встроенные шкафы, кухня и ванная, как правило, полностью оборудованы.
Архитектор Феликс Буянов полагает, что студия в жилых комплексах бизнес-класса не инородное тело и вполне гармонично вписывается и в архитектурную концепцию дома, и в стиль жизни его обитателей.
"Студия — один из наиболее востребованных сегодня форматов жилья. Понятно, что такие квартиры приобретают предпочтительно несемейные люди. Как правило, покупатель студии — это мобильный человек, который находится в гуще современной городской жизни, выбирает активный образ жизни, активное общение как на улице, так и в стенах здания. Наша мастерская работает с крупнейшими застройщиками России. Очевидно, девелоперы неслучайно закладывают в квартирографию своих жилых комплексов студии. Студии в домах бизнес-класса, на мой взгляд, будут востребованы и в обозримом будущем. Покупая жильё в жилом комплексе такого уровня, человек предполагает, соответственно, более высокий уровень комфорта. Студия — не исключение из правил, а полноценная часть единого ансамбля, который представляет из себя дом", — подчёркивает эксперт.
Сегодня студии используются преимущественно как жильё для одиночки либо для семьи без детей. Приобретаются они с перспективой улучшения и с пониманием того, что для её достижения нужно будет много работать, и на пути к поставленным целям условий студии вполне достаточно, при этом жильё это достаточно комфортно и престижно. Для многих это становится переходом на другой уровень. Такая квартира открывает дверь в клуб успешных людей, которые в окно видят не многоэтажки, а исторический центр, парки или набережную и не тратят по 2 часа в день на дорогу до работы. Одновременно с этим клиент стал рационально относиться к своему жилью. Ему не нужны собственный кинозал, три камина и лифт в гараж. На этом фоне ожидаем интерес к вариантам более доступным, позволяющим обустроить своё жилье с максимальным уютом и достаточным комфортом.
Денис Бабаков, коммерческий директор "ЛСР. Недвижимость — Северо-Запад", объясняет популярность студий среди молодого поколения в значительной степени именно тем, что оно стремится к более рациональному образу жизни, а значит, и к более функциональным квартирам.
Сегодня молодые люди не хотят переплачивать за лишние метры, но при этом им важны однородная социальная среда и статус дома, поэтому логичным становится выбор студии в проектах бизнес-класса. В качестве примера могу привести наш комплекс. "Цивилизация на Неве", где, опираясь на запрос клиента, мы запроектировали студии. Они будут не во всех домах и процентное соотношение их меньше, чем в проектах массового спроса. При этом уже сейчас, за буквально месяц-полтора продаж, мы видим существенный интерес со стороны покупателей. Как показывают наши внутренние данные, такие квартиры выбирают молодые люди до 35 лет, без детей, которые предпочитают активный образ жизни, путешествия, занимаются спортом и трудятся в современных компаниях. Это ожидаемый результат, ведь комплекс находится в 10 минутах езды от центра, в районе со сложившейся инфраструктурой, в домах с видом на Неву и набережную.
Денис Бабаков
коммерческий директор "ЛСР. Недвижимость — Северо–Запад"
Интересным в последние годы стал вариант с приобретением студий в Петербурге для иногородних предпринимателей, особенно для москвичей. Если бизнес "завязан на две столицы", то состоявшемуся человеку комфортнее бывает купить собственную квартиру, чем жить в отелях. Предпочтительный вариант и в этом случае — студия в доме бизнес-класса.
Актуальным остаётся и приобретение студий в инвестиционных целях, для сдачи в аренду. Немного просела эта тема в период ограничений, связанных с пандемией, но факт остаётся фактом: состоятельный командировочный или турист предпочитает снять на время отпуска в Северной столице приличную студию, а не "убитую" квартиру с сайта бесплатных объявлений. В кризисные времена одно из самых привлекательных направлений инвестиций — недвижимость, как наиболее надёжный сегмент рынка. Впрочем, в бизнес-классе инвестиционных покупок меньше, чем в более доступных сегментах. Здесь и бюджет покупки больше, и ликвидность условно меньше.
Эксперты отмечают, что интерес покупателей сосредоточен на наиболее ликвидных вариантах недвижимости, в том числе на студиях, которые в бизнес-классе создают конкуренцию более популярным однокомнатным и двухкомнатным квартирам.
В то же время, отмечает руководитель отдела исследований Knight Frank St Petersburg Светлана Московченко, доля студий в жилых комплексах бизнес-класса не должна превышать в среднем 5%, в противном случае под сомнение ставится классность и уровень самого проекта. По итогам июня 2020 года в объёме предложения жилья B-класса доля студий составляет 4%. Основное отличие студий в объектах бизнес-класса — это большая площадь квартиры, средний размер составляет 30,1 м2 против 24,9 м2 в массовом сегменте.
Таким образом рынок регулирует и соответствующий уровень комфорта, и соответствующую социальную среду. Человек, стеснённый в средствах, вряд ли станет приобретать для себя или своего ребёнка студию бизнес-класса, скорее, выберет более доступное жильё в менее удобной локации.