На петербургский рынок снова выходят региональные производители продуктов питания

Автор фото: Сергей Ермохин
Экспансия региональных сетей на рынки Северной столицы идет уже много лет, причем число игроков, решивших попытать счастья во втором городе страны, с каждым годом увеличивается. Партнер агентства M. A. Research Анна Синявская отмечает, что в мае этого года в Петербурге работало 1446 точек, принадлежащих 103 сетям, тогда как в марте 2019–го было 1234 точки 88 сетей. Эксперты уверены: небольшим игрокам по силам выдержать конкуренцию с крупным ретейлом.

С полным ассортиментом

Этим летом в городе на Неве открылись два фирменных магазина птицефабрики "Зеленецкая" из Республики Коми. В пресс–службе компании "ДП" рассказали, что ее торговая сеть насчитывает более 50 розничных и оптовых магазинов в крупных городах Коми, Кирове и Петербурге, продукция поставляется и в Архангельскую область. В компании в числе плюсов наличия собственных магазинов называют возможность представить в них полный ассортимент своей продукции.
"Птицефабрика производит более 300 наименований различных деликатесов из мяса птицы и свинины. Федеральная сеть такое представительство продукции одной компании обеспечить не может", — сообщили в пресс–службе птицефабрики. С крупными ретейлерами "Зеленецкая" работает пока только в Коми, предоставляя небольшие объемы продукции. "Зачастую местным производителям просто невыгодно сотрудничать с федеральными сетями", — добавил представитель пресс–службы.
Еще один региональный игрок — "ПсковАгроИнвест" работает в Петербурге с 2017 года. Тогда предприятие открыло первый фирменный магазин под брендом "Деревня Соловьи". В августе 2020 года начала работать уже седьмая точка. Сеть состоит из 20 магазинов, которые расположены в Псковской, Ленинградской областях и Петербурге.
Фирменные экобутики "МакЛарин" открывает холдинг "Афанасий" из Твери. Пока в Петербурге действует лишь один фирменный магазин на Ушаковской набережной. По словам экспертов рынка, до конца года их будет уже 14.

С ретейлом удобно

Собственную сеть магазинов натуральных продуктов с 2008 года развивает местный производитель "Лосево". В 2015–м у компании было более 20 фирменных точек продаж в Петербурге и Ленобласти. Сейчас их 13. Один из магазинов "Лосево" — в ТРЦ "Жемчужная плаза" — закрылся совсем недавно. Производителю не удалось договориться о подходящих условиях аренды. "Торговая точка перестала быть рентабельной, содержать ее стало нецелесообразно. Но закрывать другие мы не планируем", — говорят в пресс–службе ГК "Лосево".
Уменьшая количество собственных магазинов, "Лосево" нарастило свое представительство в крупных торговых сетях. Собственная сеть имеет свои преимущества для производителя, а именно — стабильный покупательский спрос, уверенность в реализации продукции, прямой диалог с потребителем, отмечают в компании.
"Но в то же время это большой, сложный механизм. На производителя ложатся дополнительные издержки. При увеличении объемов производства фирменной сети, если она состоит всего из 10–20 точек, может оказаться недостаточно. Поэтому работа с крупными ретейлерами дает возможность расширить число мест, где реализуется продукция компании, ведь покупателю важно иметь возможность купить продукцию рядом с домом или работой", — объясняют в компании преимущества наличия собственных магазинов и мотивы сотрудничества с крупными торговыми сетями.

Шансы есть у всех

Среди основных причин популярности фирменной торговли на рынке Петербурга эксперты называют незаполненность этой ниши. Независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин отметил, что рынок Петербурга, в отличие от московского, не насыщен подобными форматами. Другой причиной развития мелкой сетевой розницы, по мнению эксперта, является тот факт, что у региональных игроков, которым крайне сложно попасть в магазины крупных ретейлеров и конкурировать там с федеральными производителями, других каналов продаж, как правило, нет.
"Перспективы у фирменной торговли неплохие, — считает Лачугин. — Пример — Вологодская область, которая продвигает в Петербурге свою продукцию через брендовые магазины. Даже притом что их торговые точки вообще не придерживаются какого–либо формата и стиля, не ведут никакой особой маркетинговой работы, они существуют, и лояльные клиенты у них есть".
Анна Синявская согласна с тем, что формат фирменной торговли перспективен. По итогам прошлого года на долю таких сетей приходилось 10–13% всего розничного рынка продовольственных товаров, в 2020–м она может вырасти еще на 1–1,5 процентного пункта. Рост в том числе возможен за счет онлайн–продаж — у многих фирменных сетей работают собственные интернет–магазины.

Свободные места

Перспективы развития мелких сетей возникли на фоне ухудшения в последние месяцы положения ряда продуктовых ретейлеров. Некоторые компании ("Дикси", "ВкусВилл") свернули планы развития, говорит генеральный директор А2 Retail Ольга Аткачис. По ее мнению, на этом фоне новые игроки могут рассчитывать на более комфортные условия входа на рынок.
Ольга Аткачис отмечает, что в Петербурге появились свободные встроенные помещения, которые в последние 5–10 лет были арендованы крупными сетями продуктового ретейла. Ставки аренды на такие торговые помещения в среднем снизились на 20–30% (за исключением самых ликвидных объектов, где снижение ставок составило 5–15%).
"Некоторые арендодатели, минимизируя потери по размеру арендных платежей, посчитали возможным разделить свои помещения большого метража (от 300 м2 и более) на несколько мелких. Фирменные магазины как раз претендуют на площади 50–150 м2", — сообщает Аткачис. То есть найти помещение сейчас проще, чем несколько месяцев назад.
По мнению эксперта, при отсутствии в обозримом будущем негативных экономических и политических событий в стране новые игроки имеют хорошие перспективы закрепиться на рынке и занять на нем свою долю.