Добровольно-принудительно: что думают эксперты о вакцине от COVID-19

Автор фото: Михаил Джапаридзе/ТАСС
Вакцина для профилактики COVID-19, разработанная Национальным исследовательским центром эпидемиологии и микробиологии имени академика Н.Ф. Гамалеи Минздрава России.

Российская вакцина от коронавируса в ближайшее время должна поступить в массовое производство. В первую очередь препарат получат медики. Однако специалисты опасаются, что испытания вакцины станут принудительными.

Президент РФ Владимир Путин 11 августа объявил, что в России разработали и зарегистрировали первую в мире вакцину от коронавируса. Более того, по словам российского лидера, прививку сделали одной из его дочерей. В ближайшее время начнётся массовый выпуск лекарства. Вакцинация может быть проведена в 2–3 месяца. Прививку смогут сделать все, кто захочет, но в первую очередь врачи и пожилые люди. "Это, конечно, должно быть сделано исключительно добровольно", — подчеркнул глава государства.
Вакцина от коронавируса получила название "Спутник V". Её будут производить на двух площадках: в Центре им. Гамалеи и в компании "Биннофарм". Предполагается, что в гражданский оборот вакцина поступит с 1 января 2021 года.

Нужна ли вакцина

Специалисты допускают, что лекарство от коронавируса может и не понадобиться россиянам. Руководитель лаборатории геномной инженерии Московского физико-технического института (МФТИ) Павел Волчков отмечает, что в России складывается ситуация, когда большое количество людей получают иммунитет от COVID-19 естественным путём.
По словам Волчкова, в самом пострадавшем от вируса городе — Москве — около 60% населения получили коллективный иммунитет. "Это означает, что вакцина становится запасным вариантом, скорее всего, её массовое производство не понадобится", — заявил Волчков.
Директор НИИ микробиологии и эпидемиологии имени Пастера Арег Тотолян сообщил, что в Петербурге 26% горожан уже перенесли COVID-19 и имеют антитела, а в Ленобласти этот показатель составляет 20%.
В петербургской фармацевтической компании BIOCAD, которая также занимается разработкой вакцины, отмечают, что в настоящее время нет единого мнения по поводу того, в какой мере сформированный иммунитет может защитить от повторного заражения. "Для коллективного иммунитета решающее значение имеет специфичность иммунитета и иммунологическая память. В настоящее время не установлено, как долго сохраняется иммунитет после перенесенной коронавирусной инфекции", — подчеркивают специалисты.
Вице-президент региональной общественной организации "Врачи Санкт-Петербурга", заслуженный врач РФ доктор медицинских наук Владимир Жолобов считает, что вакцина определенно нужна населению.
"Есть разные мысли по поводу того, будет или нет вторая волна. Но реально никто не знает, как все будет происходить. Естественно, людей надо защищать. Те, кто болел, никому не желают заражаться ковидом", — отмечет Владимир Жолобов.
Председатель Санкт-Петербургской профессиональной ассоциации медицинских работников, доктор медицинских наук Александр Редько выразил сомнение по поводу вакцинации от коронавирса.
"Вакцины делают к определенному штамму вируса, а вирус COVID-19 особомутирующий, притом очень быстро, то есть сегодня его уже не существует. Против чего будут прививать людей — совершенно непонятно", — отмечает Александр Редько.

Политические цели

Глава Минздрава Михаил Мурашко на совещании 11 августа заявил, что первые партии выпустят в течение двух недель. Опрошенные "ДП" специалисты отмечают, что причиной высокой скорости производства первой российской вакцины от COVID-19 могут быть политические мотивы.
"С чем связана такая скорость регистрации, сложно сказать. Здесь много разных моментов, в том числе политических и экономических — застолбить приоритет первенства", — Владимир Жолобов.
С ним соглашается и председатель Санкт-Петербургской профессиональной ассоциации медицинских работников Александр Редько: "Безусловно, власти преследуют политические цели".
"Мы живём в эпоху биополитики, когда страх за свое здоровье и эпидемиологическая безопасность — те кнопки, на которые нажимает государство. Поэтому те, кто первый заявит о вакцине от COVID-19, будут кумирами в сознании миллионов людей во всем мире. Поэтому эта гиперзвуковая скорость в изобретении вакцины — не столько отражение реальной опасности коронавируса, сколько мегаломанская заявка на мировое признание миллиардов людей одержимых коронафобией. И вне зависимости от того, новая вакцина эффективна или нет, это уже отличный PR-ход, призванный продемонстрировать, что в эпоху конкуренции знаний, мы не сырьевая, а инновационная держава", — считает основатель и директор Петербургского медицинского форума, кандидат медицинских наук, доцент Сергей Ануфриев.

Страшный сон медика

В настоящее время выборка испытаний вакцины мала, отмечают специалисты. Но в ходе добровольной вакцинации, которая планируется с января 2021 года, она будет увеличиваться. Нежелательные явления от новой вакцины будут фиксироваться. Если их будет слишком много, то регистрационное удостоверение может быть отозвано, рассказал врач-пульмонолог Дмитрий Свиридо.
По его словам, прививку будут делать те, кто находится в рисковой группе, то есть работает с COVID-пациентами.
"Главное, чтобы это не было на принудительной основе. Например, если врач не привьется, то ему не выплатят зарплату. Это неправильный подход будет. Но если медик захочет добровольно себя защитить, то в такой ситуации можно будет сделать прививку", — подчеркнул Дмитрий Свиридо.
Тем не менее медики уже выразили недоверие к новой вакцине. РБК со ссылкой на опрос сервиса "Справочник врача" сообщает, что больше половины российских медиков (52%) не готовы сделать прививку, которую анонсировал Путин. Согласны на вакцинацию 24,5%. 66% опрошенных заявили, что нет достаточных данных о ее эффективности. 48% смутил тот факт, что создать средство удалось за слишком короткое время.
Некоторые медики даже допускают, что в России могут принуждать к вакцинации.
"Врачи не доверяют вакцине справедливо, так как не имеют данных о клинических испытания, проведенных в соответствии с мировыми критериями. В среднем это занимает 2-3 года. Но врач в российском здравоохранении не самостоятельный и независимый профессионал, а практически медицинский чиновник, работающий по договору с ЛПУ. Поэтому что Минздрав и глав врач скажут, то и будет делать", — добавил Сергей Ануфриев.
"Испытывали ли эту вакцину на дочери Путина — неизвестно. А вот то, что ее будут испытывать на всем населении, вместо того, чтобы от 3,5 до 6 лет испытывать в клинических условиях на добровольцах, об этом никто ничего не говорит. В том, что сегодня делается политиками в здравоохранении, я не вижу ничего хорошего", — рассказал Александр Редько.
"Вроде бы, как показывается в исследованиях, молекула, которая используется в вакцине, безопасная. Не факт, что у нее есть лечебный эффект, но самое главное для этого препарата — безопасность", — Дмитрий Свиридо.