Не лучшие времена: петербургский рынок каршеринга покинула половина игроков

Автор фото: ТАСС

Рынок каршеринга в Петербурге несет потери. За полгода, по оценке экспертов, из девяти компаний осталось только четыре. Представители рынка дружно говорят, что у каршеринговых сервисов сейчас не лучшие времена, несмотря на увеличение спроса после 70 дней локдауна. Некоторые упоминают необоснованные ограничения на работу во время пандемии, но вообще–то компании начали покидать берега Невы еще до апреля.

Осенью прошлого года в Петербурге было девять основных сервисов, а именно Colesa.com, YouDrive, Rentmee, Car5, "Яндекс.Драйв", Carenda, CarSmile, "Делимобиль" и "МатрёшCar". В период с ноября 2019–го по август 2020 года прекратили работу "МатрёшCar", CarSmile, Colesa.com. Carenda теперь действует через платформу YouDrive, сервис Car5 закрылся еще в октябре 2019–го. CarSmile ушел из Петербурга и Тулы в марте 2020–го, оставшись в Липецке и Воронеже. Директор Russian Automotive Market Research Татьяна Арабаджи отмечает, что в этой ситуации интересную стратегию выбрала компания YouDrive, которая предложила платформу для работы под своим брендом другим операторам. Также, по словам Арабаджи, из–за финансовых проблем компаний произошли не очень приятные изменения для пользователей. Например, в "Яндекс.Драйв" с 1 июля отменен бесплатный проезд по ЗСД и платным трассам, у "Делимобиля", по отзывам клиентов, в среднем цена на проезд выросла на 1,5 рубля за минуту.
В ноябре прошлого года, по данным Russian Automotive Market Research, в стране работало 27 компаний в 31 городе. Общий парк насчитывал 39 тыс. автомобилей. Из них на долю четырех ведущих операторов — "Яндекс.Драйв", "Делимобиль", BelkaCar и YouDrive приходилось 91% парка каршеринговых автомобилей всей страны. В августе 2020–го на рынке остаются 23 компании, парк при этом вырос до 42,5 тыс. единиц за счет увеличения числа машин "Яндекс.Драйв".

Кто виноват и куда дальше ехать?

Конечно, коронавирусные ограничения не стали основной причиной потери игроков на рынке, но точно повлияли на работу оставшихся. В "Делимобиле" отмечают, что во время простоя машины все равно надо было обслуживать, поддерживая их в рабочем состоянии, оплачивать парковку и охрану, эту часть расходов никто не отменял. В компании в это время стали активно развивать направление B2B, предоставляя свой автопарк курьерским фирмам для доставки, что позволило продержаться на плаву. Другие операторы предлагали машины в долгосрочную аренду, но все равно потеряли доходы.
Но сейчас динамика бронирования каршеринга бьет рекорды. "Число новых клиентов, воспользовавшихся услугами “Делимобиля”, в 2 раза выше, чем за аналогичный период до пандемии. И в Москве, и в Петербурге каршеринг уже стал важной частью транспортной инфраструктуры, таким как метро или автобус. В условиях соблюдения посткарантинных мер — это еще и идеальное средство передвижения с соблюдением социальной дистанции", — сообщают в компании.
Всем сервисам пришлось оптимизировать автопарк, условия и тарифы, чтобы, с одной стороны, сделать поездки привлекательными, а с другой — дать себе возможность заработать. Главный редактор специализированного издания о каршеринге Truesharing.ru Полина Волкова отмечает, что, например, Rentmee снизил требования для пользователей (теперь можно регистрироваться с 18 лет и без стажа вождения), YouDrive и "Делимобиль" предлагают отправиться в путешествие по стране на их машинах. "Яндекс.Драйв" в Петербурге расширил зону использования до Карелии.
Директор Russian Automotive Market Research Татьяна Арабаджи считает, что рынок каршеринга в России сейчас переживает трудные времена. Это связано и с простоем во время самоизоляции, и с дополнительными затратами на дезинфекцию автомобилей, а финансовое состояние многих компаний, особенно небольших, серьезно ухудшилось. "В связи с выходом на рынок такого крупного игрока как “Яндекс.Драйв” в 2018-м произошла серьезная концентрация рынка вокруг трех-четырех крупнейших компаний. Сервисам с небольшим автопарком выживать в таких условиях значительно сложнее", — добавляет эксперт. Да и ждать появления новых игроков пока не приходится. Аналитики отмечают, что порог входа на рынок каршеринга сейчас очень высок. "Позволить его себе могут единичные компании. Еще несколько лет назад можно было начать с небольшого автопарка и побороться за место в индустрии, сейчас это уже гораздо сложнее", — говорит Полина Волкова.
Региональный директор департамента продаж лизинговой компании Carcade Евгений Курбакин рассказал "ДП", что, начиная работу в Северной столице, большинство каршерингов ограничивают закупки в парк 200–300 автомобилями, а с учетом среднего авансового платежа по договору лизинга для компаний такого типа в 30–35%, только для этого требуется порядка 70 млн рублей, плюс затраты на управление парком, IT-системы и обслуживание. Начальник управления развития бизнеса автолизинга "ВТБ Лизинг" Вячеслав Михайлов добавляет, что у крупнейших игроков минимальный объем закупки в среднем составляет от 500 автомобилей, а для стартапов важно поставить на линию не менее 50 автомобилей, их стоимость будет зависеть от модели и условий поставщика.
Правительство РФ разработало госпрограмму "Доступная аренда", по которой будет субсидировать скидку на авансовый платеж по договору операционного лизинга автомобилей. Аналитики рынка отмечают, что эта программа могла бы оказать существенную поддержку рынку каршеринга. Татьяна Арабаджи считает, что господдержкой, скорее всего, воспользуются в первую очередь крупные игроки, небольшие компании смогут остаться в нишевых сегментах, если это будет финансово оправданно. Также они могут использовать различные формы кооперации — от работы на совместной платформе до объединения.

Все в лизинг

В "ВТБ Лизинг" отмечают оживление рынка за последние два месяца в связи с анонсируемой программой субсидирования и постепенным снятием ограничений на работу каршеринга. В этом сезоне компании пытаются удовлетворить спрос на свои услуги на курортах Краснодарского края и под эти нужды планируют закупать новые авто. Вячеслав Михайлов подчеркивает, что из-за закрытых границ жители страны поехали на Черное и Азовское моря, обеспечив невероятный спрос на услуги проката и каршеринга.
В лизинговой компании Carcade увеличения спроса на заключение новых договоров не отмечают. В последние месяцы каршеринги практически не расширяют автопарки, а большинство из них сосредоточены на пересмотре существующих договоров лизинга и получении отсрочек по платежам. "При этом автолизинг в целом восстанавливается быстрыми темпами, чему способствует отложенный спрос, возникший за период карантина, а также рост служб такси, ставшего одним из самых востребованных видов транспорта", — рассказал Евгений Курбакин.
По данным "ВТБ Лизинг", у крупных каршеринговых компаний, в основном, весь парк находится в лизинге — либо в финансовом, либо в операционном. "После завершения срока лизинга часть машин остается в собственности у каршеринговых фирм, а часть — ремаркетируется. Небольшие компании могут и за собственные средства закупать автомобили, но процент таких игроков минимален", — комментируют в компании.
Евгений Курбакин также отмечает, что практически все каршеринговые автомобили приобретаются в лизинг, поскольку это наиболее простой способ расширения автопарка без привлечения для этого значительных инвестиций. Однако, по мнению эксперта, это является и слабым местом данной сферы бизнеса, так как столкнувшись с падением выручки, компании немедленно начинают испытывать проблемы с обслуживанием лизинговых договоров.

Купить или шерить?

Все эти проблемы в совокупности заставляют экспертов и представителей отрасли сделать вывод, что рынок ждет консолидация, а многие небольшие компании, столкнувшись с серьезным падением выручки, будут вынуждены сокращать автопарки, присоединяться к лидерам или уходить с рынка.
Полина Волкова считает, что столичный рынок уже близок к насыщению автомобилями каршеринга, Петербургу до этого еще далеко. Огромную роль тут играет отсутствие поддержки со стороны города: "Когда платные парковки в центре заработают в полную силу, а сервисы получат возможность там бесплатно парковаться, как в Москве, спрос на шеринг значительно вырастет. Возможность разгрузить город от простаивающих автомобилей, предоставив при этом людям комфортный транспорт для перемещения, — это то, к чему нужно стремиться".
Впрочем, другие эксперты, напротив, отмечают, что плотность каршеринга в Москве и Петербурге высока, поэтому говорить о дальнейшем увеличении парков сложно. И важнее, как аудитория отреагировала на остановку работы сервисов во время пандемии. Тогда те, кто всерьез рассчитывали на краткосрочную аренду автомобиля, остались без колес. И это серьезная проблема для сервисов. А сейчас, возможно, что часть их постоянных клиентов предпочла приобрести автомобили поддержанные или эконом-класса.
Каршеринг пришел в Петербург немного позже, чем в Москву, поэтому потенциал развития еще очень большой. Глобально потенциальный клиент каршеринга — это любой совершеннолетний человек, отучившийся в автошколе и получивший права. Поэтому этой сфере услуг есть куда расти. На данный момент у "Делимобиля" в Петербурге около 2 тыс. автомобилей разных марок и классов, но, для сравнения, в Москве эта цифра пока в разы больше. Мы активно расширяем наш автопарк в регионе и планируем в течение двух месяцев его нарастить. Сейчас всем компаниям каршеринга крайне важна поддержка государства, как например, в Москве, где сервис получает льготы на платные парковочные зоны. Надеемся, что и в Петербурге мы сможем выстроить с администрацией города аналогичное партнерство. Каршеринг как отрасль шеринг-экономики — это тренд будущего развития всех городов и регионов России, так как он позволяет людям получать максимальную выгоду от использования транспортного средства, а все заботы по ТО, заправке, обслуживанию и страховкам берет на себя. Все это помогает повысить показатель автомобилизации населения, по которому Россия существенно отстает от многих стран. Сокращая парк личных автомобилей, он позволяет поддерживать экологическую обстановку и снижать транспортную нагрузку на мегаполисы.
Виталий Петровский
Директор по развитию регионов компании "Делимобиль"
Появление новых игроков на рынке каршеринга в ближайшее время возможно, но менее вероятно, чем то, что число компаний может снизиться, в том числе и в Санкт-Петербурге — федеральные сети оценят последствия кризиса, посчитают целесообразность ведения деятельности в регионах, и остановятся только на самых прибыльных вариантах, оставив продвижение на рынок на следующие годы. Кроме того, число компаний может сократиться из?за пересмотра регулирования деятельности каршеринга на государственном уровне.
Павел Сигал
Первый вице-президент "Опоры России"
В этом бизнесе успешна та компания, которая имеет сеть площадок в разных городах. Тогда в случае ухода с одного регионального рынка автопарк можно будет перегнать. Но такой бизнес более эффективен, если в парке больше 1 тыс. автомобилей. Перспективы развития рынка я вижу в росте количества каршеринговых автомобилей действующих игроков. Также в России может быть востребована модель аренды автомобиля по подписке, которую сейчас запустили отдельные производители. Такие сервисы могут предоставить более качественный продукт.
Вячеслав Рыдаев
Вице-президент РОАД, Владелец ГК "Прагматика"

В контексте

Модель покупательского поведения в России рассчитана скорее на приобретение товара в собственность. Платить за аренду техники, автомобиля, да в общем-то чего угодно, в регионах страны еще не стало массовой привычкой.
Но с предметами роскоши совсем другая история. Дорогие автомобили, которые потребители не могут позволить себе купить, берут в аренду, как говорится, "чтобы пустить пыль в глаза". С прошлого года в России даже появилась услуга сдачи в аренду техники Apple. Конечно, она востребована среди совсем другой аудитории, но с теми же целями.
Шеринговая экономика или экономика совместного потребления — довольно новое направление не только в России, но и в мире. Этот термин в массовом обиходе появился около 10 лет назад. Но по этой экономической модели в мире уже работает множество компаний и возникли даже новые отрасли бизнеса — каршеринг, карпулинг, коворкинг, аренда квартир и яхт, джет-шеринг и многое другое. По оценке PwC, объем этой экономики к 2025 году достигнет $335 млрд.
В России же по итогам прошлого года объем этого рынка услуг, по данным исследования Sharing Economy 2019, был равен 770 млрд рублей и показал рост в 50% по сравнению с результатами 2018-го. При этом 75% пользователей шеринг-услуг живут в городах-миллионниках. Чаще всего "шерят" самокаты, автомобили, велосипеды, но и яхты тоже.
Однако молодые и предприимчивые люди пытаются запустить и новые сервисы, которые со временем могут завоевать свою аудиторию. Например, бизнесмен из Воронежа Даниил Хмелинин основал каршеринг-платформу MyCar, которая помогает частным собственникам автомобилей сдавать их в аренду — поминутно, посуточно и на более долгий срок. После запуска пилотного проекта он планирует выходить и на другие регионы, где каршеринг совсем не представлен. Подобный сервис уже есть и в Москве, но пока это направление не слишком развито.
Кроме того, в России с 2019 года появилась возможность брать в аренду автомобиль по подписке напрямую от производителей. Такую услугу предоставляют Hyundai Mobility и Volvo Car Drive. В "Хендэ Мотор СНГ" отмечают, что изначально закладывали время, необходимое российским клиентам, чтобы привыкнуть к необычному формату пользования автомобилем. "Выступая полноценной альтернативой традиционному автовладению, онлайн-подписка имеет все шансы занять значимую долю рынка", — считает руководитель группы по связям с общественностью компании Юлия Тихонравова.
В общем, "шеримся" по жизни из пункта А в Б, В, Г и так далее.
Модель покупательского поведения в России рассчитана скорее на приобретение товара в собственность. Платить за аренду техники, автомобиля, да в общем-то чего угодно, в регионах страны еще не стало массовой привычкой.