Ресурсы на экологические программы остались только у крупного ретейла

Автор фото: Станислав Красильников/ТАСС

Торговые сети продолжают развивать экологические программы. Но теперь это под силу только крупнейшим игрокам рынка.

Руководитель направления "Зеленый ретейл" Экологического союза Юлия Симакова отмечает, что число "зеленых" инициатив в ретейле растет, причем речь идет не о разовых акциях для покупателей, а о долгосрочных практиках в сфере устойчивого потребления и производства. "Тенденции заметны в разных сегментах торговли — FMCG, DIY, beauty, fashion. Появляются не только корпоративные проекты, но и коллаборации ретейлеров. Одно из самых заметных событий — подписание в августе 2019 года федеральными торговыми сетями “Меморандума об устойчивом развитии”. К нему присоединились Х5 Retail Group, “Магнит”, “Лента”, “М.Видео”, “Азбука вкуса”, “ВкусВилл” и еще ряд крупных сетей", — напомнила эксперт.

Невозвратные вложения

"ВкусВилл" начал устанавливать в своих магазинах водоматы — в некоторых объектах сети теперь можно налить питьевую воду в многоразовую тару. Сейчас компания обсуждает установку новых аппаратов с петербургским партнером, в планах появление их еще в 5–10 точках. Как объяснил "ДП" куратор экологических программ "ВкусВилла" Александр Цыганков, для ретейлера на данном этапе этот проект не приносит дополнительных доходов. "Стоимость одного устройства колеблется от 140 тыс. до 240 тыс. рублей в зависимости от комплектации. Но мы идем на эти траты, чтобы удовлетворить запрос наших покупателей и принести пользу экологии", — отмечает он.
"Магнит" тем временем активно развивает сеть фандоматов — специальных аппаратов по приему тары. Как рассказывают в компании, в 2020–2021 годах совместно с Procter&Gamble планируется установить 80 таких устройств и создать их крупнейшую сеть в российском ретейле.
Стоимость одного аппарата начинается с 400 тыс. рублей, аренда обойдется в 25–30 тыс. рублей в месяц. "Для “Магнита” это социальные инвестиции и ответственность как крупнейшего ретейлера в стране, ведь именно сбор и сортировка — самое слабое звено в цепочке ресайклинга тары и упаковки", — сообщили в пресс–службе компании.
"Лента" совместно с Duracell еще в начале мая запустила акцию "Неделя сбора батареек" — за 3 месяца получилось собрать почти 50 т.Элементы питания отправляются на предприятия, которые являются партнерами акции, — челябинский "Мегаполисресурс" и ярославскую НЭК.В пресс–службе компании отмечают, что из утилизированных батареек на этих предприятиях получат железо, цинк, марганец, которые будут использованы повторно.
Не отстает от коллег "СберМаркет": сервис запустил проект по утилизации пластиковых пакетов. Правда, пока услуга доступна только клиентам сети METRO и лишь в Москве и в Московской области.
Проект действует в пилотном режиме, в "СберМаркете" говорят, что планируют масштабировать его на все города присутствия METRO, если он окажется успешным.
X5 Retail Group разрабатывает сразу несколько программ "зеленого маркетинга": стимулирует покупку многоразовых экосумок, мешков для взвешивания фруктов и овощей. Как рассказала "ДП" директор по корпоративным коммуникациям X5 Retail Group Елена Коннова, в прошлом году в этой торговой сети было продано 3 млн многоразовых сумок, процесс нарастающими темпами идет и в 2020–м.
Кроме того, компания использует вторичное сырье для изготовления пакетов и покупательских корзин. "Сегодня это становится обязательным требованием для наших поставщиков пакетов и корзин, что, учитывая масштаб нашей деятельности — более 17 тыс. магазинов, — серьезно простимулирует развитие экономики замкнутого цикла", — рассказывает Коннова. В 2019 году ретейлер отправил на переработку более 590 млн кг, из которых 370 млн кг — картон, полиэтилен и пластиковые коробки.

"Зеленые" продукты

Юлия Симакова в разговоре с "ДП" отметила, что сейчас появляется все больше экологических инициатив в ретейле. В первую очередь они касаются ассортиментной политики магазинов.
Например, группа Х5 разработала рекомендации в области устойчивого развития для своих поставщиков. Они представляют собой перечень видов добровольных экологических и социальных сертификаций по различным категориям товаров. Ретейлер отметил, что в ближайшее время планирует обновить в соответствии с ними закупочную политику.
"Эта инициатива важна вдвойне. Так как исходит от крупной сети, а именно такие компании задают тон в отрасли, влияют на производителей — подталкивают их выпускать экологичные товары. С другой стороны, инициатива реализуется не в премиальном сегменте или в специализированных магазинах, а в масс–маркете — значит, покупателям легче будет найти товары с надежными экосертификатами", — добавляет Симакова.
В Экологическом союзе отмечают, что сейчас все больше торговых сетей включают в свой ассортимент товары с экомаркировкой. А с развитием такого ассортимента повышается лояльность к сети со стороны экоориентированных покупателей. "Например, в интернет–магазинах товары, имеющие экосертификат, сопровождаются специальными дисклеймерами (Zara), появляются “экофильтры” (Ozon)", — говорят в организации.
Основатель проекта Noplasticitsfantastic и управляющая магазином zero waste Олеся Бесперстова считает, что крупный ретейл также может ввести в продажу товары без упаковки. Этот тренд сейчас используют не только небольшие магазины в России, но и ретейлеры в Европе.
"Появление отделов “в свою тару” в крупных торговых сетях помогло бы потребителям. На мой взгляд, будет пользоваться большим спросом бытовая химия в розлив, так как это очень выгодно. И крупные сети могут позволить себе большие объемы товара и удобные диспенсеры для покупателей", — говорит Бесперстова.
Впрочем, чтобы экологические инициативы сетей были позитивно восприняты покупателями, необходимы корректировки ценовой политики. Олеся Бесперстова отмечает, что стоимость неупакованного товара должна быть ниже, чем упакованного. Сейчас же часто бывает наоборот — продукты на развес стоят дороже фасованных.
"Уверена, что массовый потребитель уже готов к экологичной модели потребления. К тому же если будет больше подобных магазинов, то цены товаров без упаковки снизятся и граждане станут покупать их еще и потому, что это выгоднее", — добавляет Бесперстова.
Эксперты и представители рынка отмечают, что количество вовлеченной в экологический тренд аудитории в последнее время действительно увеличилось. Люди стали заботиться о природе, сокращать количество упаковки и делать выбор в пользу той, которая перерабатывается.