Мозги не утекут: компании готовят кадры для экономики будущего

Автор фото: Сергей Коньков

Лидеры индустрий начинают растить потенциальных сотрудников практически со школы: в ход идут обучающие курсы, программы бакалавриата и магистратуры с ведущими российскими вузами, а также программы уникальных стажировок в компании.

Глобально такие программы способны остановить утечку кадров из России, ведь для молодых соискателей приём на работу к самым крупным и престижным работодателям в стране значительно упрощается. Сами же компании получают в штат лучших из лучших и тех, кто уже проверен на практике.
Как учат тех, кто в будущем будет ловить киберпреступников, заниматься машинным обучением и искать нефть с помощью искусственного интеллекта, выяснял "ДП".

Привить любовь к IT

Работу с потенциальными сотрудниками российские инновационные компании начинают ещё в школе. Например, "Яндекс" запустил специальный проект для учеников 8–9-х классов, которые хотят научиться программированию на Python, — "Яндекс.Лицей". Сейчас программа открыта в 131 городе России и Казахстана, а в прошлом году её выпускниками стали более 8 тыс. школьников. В "Яндексе" отмечают, что таким образом компания делает вклад в развитие цифровой экономики, а детям прививается любовь к IT.
Их конкуренты — Mail.ru Group — проводят офлайн- и онлайн-лекции для школьников.
"Mail.ru Group проводит профориентационную акцию "День IT-знаний". Сотрудники Mail.ru Group отправляются в свои родные школы, чтобы рассказать школьникам об IT. Мы знаем истории, когда дети после участия в этом дне принимали решение о поступлении на IT-специальности и даже начинали разрабатывать свой продукт. В прошлом году мы провели более 600 офлайн-уроков. В акции приняли участие более 350 тыс. школьников в шести странах. Больше 3,5 тыс. школ присоединились к нам онлайн и посмотрели трансляцию в "Одноклассниках" и "ВКонтакте". Онлайн-трансляция собрала более 1,2 млн просмотров", — рассказали в Mail.ru Group.
При этом со студентами обе ведущие IT-компании тоже работают активно.
"В 2014 году началось сотрудничество "Яндекса" и СПбГУ — тогда сотрудники компании и преподаватели университета начали готовить специалистов по обработке и хранению данных в рамках совместной магистерской программы. А в 2019 году "Яндекс" вместе с Jet Brains и "Газпром нефтью" участвовал в открытии факультета математики и компьютерных наук в этом вузе. Совместные кафедры, бакалавриаты, магистратуры и курсы есть также с НИУ ВШЭ, МФТИ, МГУ, ИТМО, УрФУ, НГУ и многими другими", — делятся в "Яндексе".
Mail.ru Group, в свою очередь, запустила программы дополнительного образования и исследовательские базы в университетах: "Технопарк" в МГТУ им. Н.Э. Баумана, "Техносфера" (ВМК МГУ), "Технотрек" (МФТИ), "Технополис" (СПбПУ), "Техноатом" (НИЯУ МИФИ). Всего разработано 70 дисциплин, которые ведут более 200 преподавателей — практикующих профессионалов.
Несколько сотрудников "ВКонтакте" ведут практические курсы в ИТМО, СПбГУ, МФТИ и других университетах. Так студентов знакомят с последними технологиями, которые используются в разработке. Социальная сеть привлекает студентов и к реальным научным исследованиям. Например, в МФТИ есть Лаборатория искусственного интеллекта "ВКонтакте", где под руководством сотрудников компании исследуют искусственный интеллект. Также в решении задач социальной сети участвуют студенты Лаборатории машинного обучения ИТМО.
"Прямой связи между нашими совместными проектами с вузами и программами стажировок нет. Однако если мы сработаемся с кем-то на проекте в вузе, то при наличии подходящей вакансии можем предложить студенту выйти к нам на работу. Мы стараемся всегда быть на связи с вузами, которые готовят лучших программистов. Программы стажировок — это отдельный проект. У нас есть основная летняя программа "ВКонтакте на практике", в рамках которой раз в год мы на конкурсной основе отбираем стажёров, даём тестовые задания и проводим собеседования. Стажировка оплачивается, и при успешном её прохождении и открытой вакансии мы предлагаем стажёру устроиться во "ВКонтакте" на постоянной основе", — рассказала Наталья Танаева, руководитель направления развития бренда работодателя "ВКонтакте".

Будущие герои

Инновационные кадры готовят и в компаниях, которые на первый взгляд не связаны с прикладным программированием. Например, "штучным товаром" являются так называемые Threat Hunters (охотники за киберугрозами) или Threat Intelligence специалисты (киберразведчики). За такими кадрами охотятся в Group IB.
Компания тоже решила не ходить вокруг да около и обратилась в российские вузы, хотя ещё ни в одном университете на киберразведчиков не учат. Сейчас Group IB ведёт прикладные курсы для студентов по компьютерной криминалистике, киберразведке и технологиям Threat Hunting на базе МГТУ им. Баумана, ВМК МГУ, МФТИ, ФКН ВШЭ.
"Про кибербезопасность должны знать все, поэтому для нетехнических специальностей у нас есть другие форматы курсов. Так в МГИМО, РАНХиГС и РУДН мы рассказываем про оценку киберрисков или правила корпоративной и личной кибербезопасности. Специалистов в нашей отрасли не так много, поэтому мы с удовольствием рассмотрим возможность приёма на стажировку талантливого студента, отличившегося на наших курсах. Стажировки бывают оплачиваемыми и неоплачиваемыми, всё зависит от базовых знаний и опыта кандидата", — объяснили в компании.

Добыча человеческих ресурсов

"Газпром нефть" стала лучшим работодателем страны, по оценке соискателей HeadHunter. При этом компания стабильно входит в лидеры по популярности у IT-специалистов (например, согласно рейтингу Universum). Ежегодно практику и стажировку здесь проходят около 200 студентов петербургских вузов, и, по статистике, каждый пятый из них после выпуска приходит на работу в компанию.
"Петербург имеет традиционно высокий кадровый и интеллектуальный потенциал для "Газпром нефти". В городе расположены научные и цифровые центры компании, которые развивают передовые проекты в сфере умной энергетики", — рассказали dp.ru в компании.
"Газпром нефть" поддерживает тесные связи с вузами. Базовые кафедры, магистерские программы и совместные исследовательские проекты "Газпром нефти" действуют в крупнейших университетах Петербурга: СПбГУ, Политехе, ИТМО, ЛЭТИ, Горном университете и многих других. Сотрудничество касается таких направлений, как IT, анализ данных, геологоразведка, инжиниринг, химия, физика и математика.
"В процессе обучения студенты базовых кафедр и профильных магистратур "Газпром нефти" получают практику и участвуют в технологических разработках и исследовательских проектах компании, что позволяет им на последних курсах обучения или после выпуска легко присоединиться к команде конкретного проекта", — отмечают в "Газпром нефти".
При поддержке "Газпром нефти" в университетах открывают также новые факультеты и направления, а талантливым молодым учёным и студентам выдают гранты и стипендии. В этом году вместе с ИТМО "Газпром нефть" запустила первую в России магистерскую программу для подготовки разработчиков и операторов беспилотников. Обучать студентов по подобным программам выгодно самой компании, ведь многие разработки и идеи студентов можно использовать на практике.
"Я окончил матмех СПбГУ, программу "Прикладная математика и информатика" и в этом году поступил в магистратуру ИТМО, — рассказывает dp.ru студент Дмитрий Зенков. — Программа "Большие данные и машинное обучение" пересекается с моей работой, поэтому я и решил продолжить обучение, выбрав её. На последнем курсе бакалавриата меня позвали в команду дата-сайентистов "Газпром нефти". Сейчас мы занимаемся анализом данных и машинным обучением для проекта "Когнитивный геолог". На работе я решаю задачи петрофизики. Когда скважины бурят, с них снимают данные, чтобы определить, можно ли организовать рентабельную добычу. В данный момент эту информацию интерпретируют эксперты. Я вместе с командой делаю так, чтобы эти данные интерпретировали алгоритмы: мы их обучаем для этого".
В Политехе также есть профильная магистратура компании и научно-образовательный центр "Газпромнефть-Политех", где студенты разрабатывают самообучающиеся алгоритмы, развивают проекты по машинному анализу сейсмических и геологических данных. Эти разработки уже применяются для добычи нефти в Сибири и Арктике.
Стажировка в "Газпром нефти" длится до 3 месяцев, она оплачивается. Размер вознаграждения зависит от объёма работы и задач, которые предстоит решать студенту. При этом, чтобы попасть на стажировку, нужно пройти отбор — важны успеваемость, курс обучения, навыки работы в специализированных IT-программах.
Нефтяники не скрывают, что инновационные технологии — одно из приоритетных направлений развития индустрии, которое может остановить утечку кадров за рубеж.
До конца года "Газпром нефть" откроет в Петербурге "Цифергауз" — своего рода Apple Park в миниатюре. Это будет самое большое цифровое пространство для разработчиков в городе. По площади зон для работы и отдыха оно сопоставимо с размерами футбольного поля. Разместятся программисты и цифровые инженеры на острове Новая Голландия. Особенность проекта в том, что посетить пространство смогут все желающие: для любителей технологий и диджитал-арта там будет работать цифровая галерея современного искусства.
Другой проект "Газпром нефти", уже в полной мере сравнимый по масштабам и концепции со штаб-квартирой Apple, может появиться на Охтинском мысе, в Красногвардейском районе Петербурга.
"Наш комплекс будет сочетать научную, деловую и общественную функции. На Охтинском мысе разместятся технологический центр и центр управления международными проектами компании. Почти половина всего комплекса будет открыта для горожан и туристов. Здесь появится общедоступный ландшафтный парк с амфитеатром и фонтаном, а также открытая смотровая площадка. Внутри здания для петербуржцев и гостей города будут работать рестораны, кафе, выставочные залы, спортивный центр и другие сервисы", — поделились планами в "Газпром нефти".

Умным технологиям — умные руководители

Ирина Воронина, управляющий партнёр Advanced Management Institute, бизнес-консультант, отмечает, что наряду с обучением айтишников и других специалистов в области технологий и инноваций важно одновременно обучать тех, кто будет ими руководить.
"Наш опыт работы с топ-менеджерами и руководителями показывает, что есть три профессии, среди которых крайне тяжело найти руководителей, — это врачи, юристы и IT-специалисты. Эти профессии объединяет некий интеллектуальный снобизм: потребность очень глубоко разбираться в предмете. Проблема в том, что, будучи отличными специалистами, такие люди не хотят быть руководителями, потому что, управляя, ты, по сути, лишаешь себя возможности развиваться профессионально, ведь предметом твоей деятельности становятся люди, а для этого нужны совсем другие компетенции. Поэтому среди них трудно найти руководителей. А необходимость управлять такими людьми становится наиболее актуальной, потому что они не приемлют в лице руководителя человека, который не разбирался бы в их сфере деятельности (медицине, коде или законах). Соответственно, программа, которая способствует развитию управленческих навыков для специалистов, является не менее актуальной, чем поиск IT-специалистов на ранних этапах", — отмечает эксперт.