Затишье, а вокруг буря: мировому рынку нефти прочат рост

Автор фото: Андронов Алексей/ТАСС

Пока били рекорды металлы, доллар полз вниз, а европейцы разрабатывали проекты декарбонизации, черное золото стагнировало как минимум месяц. Но на минувшей неделе появился шанс, что легкая нефтяная рябь обернется долгожданной набирающей силы волной.

В середине прошлой недели цена ближних фьючерсов на Brent поднялась выше $45 за баррель, тем самым закрыв нервирующий мартовский гэп. Участники рынка надеются на ралли, а аналитики предупреждают, что торопиться не стоит.
Впрочем, поводы для позитивного настроя есть. В июле нефтяной рынок хоть и не оправдывал ожиданий, но хотя бы демонстрировал относительную устойчивость. Цены фьючерсов на Brent колебались вокруг $43,5 за баррель и скакнули выше $45 в начале августа. Заметно выправился WTI, оставаясь в пределах $39–42,5. Цена на отечественную Urals, которая с апреля торговалась выше Brent, сейчас составляет около $43 за баррель. Ограничения ОПЕК+ частично помогли — спрос хотя бы сбалансировался с предложением, а в августе потребность в топливе должна возрасти.
Однако основное давление на нефть сейчас оказывают смягчения ограничений по добыче странами ОПЕК+ с августа. Теперь общий объем снижения — около 7,7 млн баррелей в сутки, что на 2 млн баррелей меньше действовавших ранее договоренностей. Аналитики опасаются, что ОПЕК+ поторопился. Так, в Rystad Energy предрекают новый четырехмесячный избыток предложения в объеме около 170 млн баррелей. Минэнерго США подбадривает всех обеспокоенных — по их прогнозам, основной излишек мировых запасов нефти будет выбран до конца 2021 года. В РФ тем не менее решили подстелить соломку — Российское газовое общество по просьбе заместителя министра энергетики Павла Сорокина подготовило технико–экономическое обоснование строительства подземных нефтехранилищ.
Дамокловым мечом над мировой экономикой нависла и вторая волна коронавируса, которая может смыть последние надежды на быстрое выздоровление ключевых рынков. По данным исследовательского университета Johns Hopkins, число новых случаев заражения в мире продолжает расти и превышает 250 тысяч в день.
Нефть стагнировала именно из–за неопределенности ожиданий, согласен аналитик ГК "Финам" Алексей Калачев: "Страны принимают программы экономического стимулирования для преодоления последствий эпидемии, но пока это все идет в золото, биткоин, промышленные металлы, а не в нефть, потому что здесь риски сохраняются из–за больших запасов. Все еще есть вероятности второй волны, но сценарий второго локдауна становится все менее вероятным", — говорит эксперт. Он считает, что на ближайшее время Brent закрепится вокруг отметки $45.

Водородная революция

В России призывают не паниковать. Еще в середине июля министр экономики Александр Новак уверял, что признаки восстановления спроса на нефть уже наметились, августовские послабления для ОПЕК+ соответствуют рыночным тенденциям, так что дело за малым — держать руку на пульсе.
Правда, на этом фоне российские нефтегазовые гиганты рапортовали о крупных убытках. В I квартале этого года "Газпром" потерял 116,2 млрд рублей в сравнении с прибылью 535,9 млрд за тот же период прошлого года. В квартальный минус компания отработала впервые за последние 5 лет. Убыток в 156 млрд рублей за первые 3 месяца этого года показала и "Роснефть". Компания также планирует сократить зарплаты сотрудникам центрального аппарата на 25% с октября.
Масла в огонь подлили анонсированные планы европейцев совершить революцию в энергетике — ЕС представил стратегию массового перехода на водород к 2050 году. Перспектива далекая, но риски, что через десяток лет нефть и газ потеснят с парохода современности, заставляют Минэнерго корректировать долгоиграющие планы. В правительство уже направлена "дорожная карта" развития водородной энергетики в России на 2020–2024 годы. Новомодное топливо планируют производить "Газпром" и "Росатом".
В этом контексте снова вспомнили о многострадальном "Северном потоке — 2", по которому планируется поставлять сжиженный природный газ в Европу. В СМИ прошел слух о том, что газопровод даже могут переформатировать. "Ситуация для нефти и газа сейчас разная. Очень большое давление оказывается на двигатели внутреннего сгорания, нефть потихоньку вытесняется. Газ в этом смысле не так сильно теряет, потому что электричество зачастую производится из газа, а не из нефти. Но ведь и трубопроводы сейчас — это метан. А Европа хочет водород, поэтому инфраструктура требует обновления.
Что касается “Северного потока — 2”, в теории подмешивание водорода туда возможно, что сможет дать подобным проектам новую жизнь", — говорит исполнительный директор Российского газового общества Роман Самсонов. Так или иначе, главная интрига сейчас заключается в сроках окончания проекта, которые уже неоднократно переносились.

Пишите письма

Отвлекшись от мечтаний о безуглеродном будущем российской энергетики, можно заметить рост цен там, где хотелось меньше всего. Согласно ежемесячному отчету Росстата, в июне цена на бензин поднялась на 0,8%, что превысило данные за аналогичный период прошлого года на 1,6%. А вот в начале августа наблюдалось небольшое падение. В Петербурге цена на АИ–92 на конец первой недели августа составила в среднем 43,7 рубля за 1 л, АИ–95 — 47 рублей за 1 л, летнего дизельного топлива — 48,69 рубля за 1 л.
Совсем не на руку потребителям сыграло майское решение правительства РФ ввести запрет на импорт топлива до октября 2020–го. После отмены ограничений люди стали активнее пользоваться частным транспортом, что привело к недостатку предложения и невозможности удовлетворить спрос, считают в Российском топливном союзе. Его участники направили письмо премьер–министру Михаилу Мишустину с просьбой нарастить выпуск и поставки топлива по всем каналам сбыта.
Тем временем агентство "РИА Рейтинг" подсчитало, что Россия занимает 20–е место по доступности бензина к середине 2020 года. По мнению исследователей, на среднюю зарплату россияне могут купить 924,9 л топлива в месяц. Лидером рейтинга стал Люксембург — его жители могут себе позволить 3267,6 л бензина. А вот последнее место заняла Украина с результатом 395,1 л, тем самым подарив шанс измученным претензиями российским чиновникам вспомнить старую вопросительную мантру: "Хотите как...?"