Кэшбэк за вояж по России получат лишь избранные

Автор фото: Пётр Ковалёв

Туристы, путешествующие по стране, смогут вернуть часть потраченных на поездку средств. Но из–за строгих ограничений предложением воспользуются немногие.

Федеральное агентство по туризму запустило проект по субсидированию внутреннего туризма. Он рассчитан до конца 2020 года и предполагает, что граждане смогут вернуть часть средств, потраченных на покупку пакетных туров или бронирование отеля. Введение подобной программы после снятия коронавирусных ограничений могло бы быть хорошим стимулом для восстановления внутреннего туризма в России, если бы не ряд условий.
По словам первого вице–президента "Опоры России" Павла Сигала, предложением смогут воспользоваться далеко не все путешественники. Эксперт отметил, что участвовать в программе могут только зарегистрированные туроператоры, которым дали всего 10 дней (с 22 по 31 июля) на подключение к проекту. Кроме того, кэшбэк не будет начисляться на поездки по самым популярным направлениям — в Крым и Краснодарский край. Эти регионы участвуют в программе только с 1 октября.
"Для получения кэшбэка туристам нужно зарегистрироваться в программе лояльности платежной системы “Мир”, дождаться старта программы в августе, затем зайти на специальный портал и выбрать направление поездки, турпакет для путешествия по России или гостиницу. После этого оплатить поездку картой “Мир”, причем полную стоимость пакета или проживания, на сайте гостиницы или туроператора. Кэшбэк будет начисляться только при покупке тура онлайн и при оплате поездки только картой “Мир” через интернет", — отмечает Сигал.
Чтобы получить возврат части денежных средств, продолжительность тура или срок проживания в отеле должен превышать 5 дней, а стоимость — 25 тыс. рублей. "Можно сказать, что эти ограничения сократят потенциальное количество туристов, которые хотели бы воспользоваться программой. Она сырая и очень громоздкая. Многие туристы предпочитают короткие поездки выходного дня, которые в программу не попали. Поэтому сложно судить об эффективности предложенной меры: инструмент хороший, но реализация слишком сложная", — подчеркивает эксперт.
Карты "Мир" есть еще далеко не у всех туристов. "Изначально для получения кэшбэка поставлено множество преград: от механизмов брони и оплаты (возможно, они не самые удобные и оптимизированные) до применения карт “Мир” — у многих их просто нет. Кто–то, конечно, сможет воспользоваться предложением и получит возврат части средств, но для оживления внутреннего туризма этого все–таки недостаточно. Инициатива больше похожа на элемент искусственного дыхания для довольно слабого пациента: без поддержки это направление туризма, конечно, протянет, но интереса к нему будет все меньше и меньше", — считает старший аналитик ИАЦ "Альпари" Анна Бодрова.
В пресс–службе платежной системы "Мир" сообщили, что российскими банками выдано 81,5 млн карт "Мир". Первые карты этой платежной системы были выпущены в декабре 2015 года. 100% акций АО "НСПК", оператора национальной платежной системы, принадлежит Центральному банку РФ.
"К сентябрю 2016 года было выпущено 1 млн карт, а в феврале 2020 года эмиссия составила 73 млн карт, к концу года их число превысит 80 млн. Большинство пользователей карт — работники бюджетной сферы, студенты, пенсионеры и сотрудники органов власти, муниципалитетов, получающие стипендию, пенсию или заработную плату на карту", — подчеркивает руководитель аналитического департамента компании AMarkets Артем Деев.

Мировая поддержка

Руководитель пресс–службы сервиса для планирования путешествий OneTwoTrip Елена Шелехова рассказала "ДП", что подобная программа для туристов недавно стала действовать в Японии. Инициатива подразумевает частичное субсидирование расходов путешественников на проживание и питание. Компенсацию жители Японии могут получить при приобретении тура по стране у агентств, участвующих в программе.
Недавно такую же практику применяли и в Европе, когда были сняты ограничения для граждан на передвижение внутри государств. "Это действительно популярная мера, которая способна реально поддержать спрос и способствовать развитию внутреннего туризма", — добавляет Сигал.

Контроль за ценами

По результатам опроса, проведенного сервисом OneTwoTrip, 79,5% участников отмечают, что их привлекает новая инициатива. Тем не менее больше половины (65,3%) респондентов утверждают, что, несмотря на возможные выплаты, планируют организовывать отпуск самостоятельно, а не приобретать готовые туры. Также многим участникам опроса (84,2%) кажется, что при введении компенсаций цены на туристические пакеты значительно вырастут.
Подобное опасение выражает и вице–президент Общенационального союза индустрии гостеприимства Алексей Волков.
"Есть ряд опасений, связанных с введением программы субсидирования внутреннего туризма, которые в конечном счете могут негативно сказаться на уровне спроса. Одно из таких опасений — возможная ценовая спекуляция со стороны вошедших в программу туроператоров и отелей. Необходимо контролировать эти организации на предмет искусственного завышения цен на услуги и обеспечить открытость системы ценообразования этих участников индустрии", — говорит эксперт.
Однако в целом он считает, что программа субсидирования поездок может хорошо поддержать спрос на внутренний туризм в России. Важным преимуществом проекта, по его мнению, является прозрачность механизма возврата средств, потраченных на покупку тура, сроки поступления кэшбэка и необремененность его налогами, а также возврат при отмене тура и другие факторы. "Опыт развитых зарубежных рынков демонстрирует, в частности, что зачастую программа субсидирования распространяется на представителей индустрии гостеприимства и туризма. Такие меры позволяют операторам, отельерам, перевозчикам и другим участникам этого рынка предлагать более низкие тарифы на отдых и фиксировать стоимость своих предложений, а также цены на авиа– и железнодорожные билеты", — заключает Волков.
В целом же есть вероятность, что с внедрением системы кэшбэка за отдых условия возврата средств будут только ужесточаться, чтобы снять риски мошенничества.
Анна Бодрова считает, что это сделает стратегию еще менее привлекательной и жизнеспособной. "Вряд ли можно будет вернуть более 5–7% потраченного, но даже это выглядит слишком красиво для такой инициативы", — заключает она.

Не поможет

Петербург — одно из самых востребованных направлений для путешествий по России. По итогам 2019 года Северную столицу посетили 5,5 млн российских туристов, и их число растет из года в год. В 2018–м в городе побывали 4,3 млн человек. Средняя продолжительность пребывания гостя в Петербурге, по данным городского комитета по развитию туризма, в 2019 году составила 3–5 дней, средний объем расходов за поездку — примерно 36,4 тыс. рублей. Очевидно, что значительная часть туристов, планирующих поездку в Петербург, претендовать на участие в новой программе не может. Глава пресс–службы Biletix Григорий Луговой отмечает, что говорить о восстановлении турпотока в город на Неве в этом году пока не приходится. "В июне–июле доля продаж авиабилетов в Петербург снизилась с 9,3 до 8,1% от всех проданных авиабилетов по России. В этот же период доля продаж билетов на поезда в Петербург по отношению ко всем внутренним направлениям выросла с 2,5 до 3,9%. Однако, в отличие от сегмента авиабилетов, число бронирований железнодорожных билетов сократилось в 4 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Тем не менее Петербург входит в топ–5 самых популярных внутренних направлений, уступая только Сочи, Крыму и Анапе", — отметил эксперт.