Суд запретил Смольному заключать контракт на уборку улиц почти за 1 млрд рублей

Автор фото: Антон Ваганов
Обеспечительные меры приняты по просьбе ООО "СП “Северное”", которое оспаривает решение петербургского УФАС и результаты конкурса на обслуживание дорог в Калининском районе. По существу иск еще не рассмотрен.
СП "Северное", ранее работавшее на субподряде, принимало участие в этом конкурсе и было признано в июне 2020 года победителем. Традиционно контракты по содержанию дорог достаются сложившемуся коллективу подрядчиков Комблага. Это городские предприятия: ГУДП "Центр", ГУДП "Путь", ОАО "Коломяжское", АО "Автодор", ГУДСП "Курортное", "Петродворцовое", а также одно частное — "Автопарк № 7 Спецтранс". Несмотря на громкую историю со "снежным картелем", в которой управление ФАС по Санкт–Петербургу как раз не устраивало отсутствие конкуренции на торгах по содержанию дорог, в нынешних аукционах победители оказались прежними.
Исключение составил лишь Калининский район, где выиграло СП "Северное". Однако по жалобе АО "Коломяжское" петербургское УФАС выдало предписание организаторам (двум комитетам Смольного — по госзаказу и по благоустройству) устранить нарушения и отменить итоги конкурса. Ведомство сочло, что СП "Северное" не обладало требуемым опытом работ. В результате заявка компании была признана не соответствующей конкурсной документации.
По мнению истца, обеспечительные меры необходимы, поскольку в случае заключения госконтракта с кем–то другим будет невозможно исполнить решение суда, если СП "Северное" выиграет процесс.
Старший юрист международной юридической фирмы Eversheds Sutherland Александр Гаврилов считает, что фактором успеха в удовлетворении ходатайства СП "Северное" стала победа компании в спорном аукционе: "В случае удовлетворения основного иска она претендует на заключение государственного контракта. Таким образом, это позволило суду сделать вывод о сохранении status quo при применения обеспечительных мер. Также повлиять на решение суда мог предмет торгов, предусматривающий длительный и систематический характер работ по содержанию дорог".
При этом Артур Зурабян, партнер, руководитель практик разрешения споров и международного арбитража юридической компании Art De Lex, считает, что практика по обеспечительным мерам по–прежнему дает заявителю очень мало шансов на успех: "Вместе с тем в отличных от Москвы регионах вероятность положительного результата существенно выше. Как правило, положительный результат по мерам обусловлен исключительными фактическими обстоятельствами. В данном случае таким обстоятельством могло выступать то, что изначально торги были выиграны именно заявителем по делу, и основание для пересмотра итогов крайне спорное — отсутствие опыта реализации аналогичных проектов именно в качестве подрядчика, а не субподрядчика".
Длительное время УФАС борется с устоявшимся распределением "снежных" лотов между одними и теми же лицами. Когда реальные исполнители, выступающие субподрядчиками, не могут принять участие в торгах в силу отсутствия подрядного опыта. Но в данном случае УФАС решило поддержать тех же подрядчиков, которые уже несколько лет побеждали в таких торгах, добавляет Артур Зурабян.

Новый игрок из области

При повторном рассмотрении заявок в начале июля победителем признали Пригородное ДРСУ № 1, которое до этого заняло второе место. Предприятие принадлежит дорожному комитету Ленобласти и занимается содержанием дорог и искусственных сооружений во Всеволожском и Приозерском районах. Это новый игрок на рынке Петербурга, ранее не участвовавший в подобных торгах. Еще один участник аукциона по Калининскому району, ОАО "Коломяжское", остался не у дел. К слову, все участники аукциона снизили начальную максимальную цену контракта до одинаковой суммы — 863 млн рублей.
Решение арбитражного суда не позволяет Пригородному ДРСУ № 1 приступить к работам, однако предприятие не намерено обращаться с иском об отмене обеспечительных мер. "У нас нет никаких полномочий, обеспечительные меры же приняты не к нам. Как участники аукциона мы свои обязанности выполнили. У комитета по благоустройству, наверное, есть компетентные юристы, какой смысл еще и нам подавать иск? Мы сейчас готовим силы и средства для выполнения контракта. У нас есть работа, и мы хотим увеличивать портфель заказов, поэтому и заявились на аукцион", — прокомментировал "ДП" директор Пригородного ДРСУ № 1 Алексей Молчанов, не уточнив, в каких еще аукционах Комблага участвовало предприятие.
В самом комитете по благоустройству "ДП" не ответили, планируют ли оспаривать решение арбитража по обеспечительным мерам. Также не рассказали, кто и на каких условиях будет заниматься содержанием дорог в этом районе до заключения контракта, поскольку предыдущий закончился 1 июля. По некоторым данным, это может делать прежний подрядчик по истекшему договору. Последний контракт на содержание дорог в Калининском районе был заключен с "Автопарком № 7 Спецтранс".