Рынок франчайзинга в России обгонит докризисные показатели уже через год

Интерес к франчайзингу в середине апреля снизился примерно на 40% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Исполнительный вице–президент Российской ассоциации франчайзинга Юрий Михайличенко говорит, что такое падение спроса показывает аналитика Google Trends и посещаемость крупнейших каталогов франшиз: "Бибосс", Franshiza.ru и Topfranchise.ru.
По данным Franshiza.ru, к 25 апреля сети потеряли около 15% своих франчайзи. При этом 70% сделок, которые были запланированы на конец марта и апрель, отменились или перенеслись на неопределенное время.
В целом эксперты отмечают, что рынок франчайзинга во время пандемии развивался неравномерно и даже "волнообразно". Руководитель каталога Franshiza.ru Анна Рождественская в разговоре с "ДП" отмечает, что в начале коронакризиса наблюдалось падение интереса и к бизнесу, и к франчайзингу, но во второй половине апреля наметился рост спроса. "Предприниматели думали о скором выходе из карантина и использовали “домашний режим” для изучения новых возможностей, новых видов бизнеса и франшиз", — рассказывает она.
По данным портала, во второй половине апреля число заявок на франшизы из Петербурга увеличилось практически вдвое по сравнению с показателями марта. Но в мае оптимизм вдруг пропал, активность инвесторов Северной столицы снова вернулась на мартовский уровень.
Сейчас спрос возвращается к докарантинному уровню. Как отмечает Михайличенко, в мае–июне интерес инвесторов к франчайзингу был всего на 15% ниже, чем в 2019 году. А Рождественская говорит, что активность петербургских инвесторов уже находится на уровне 2019–го.

Время открывать

Несмотря на общие показатели падения рынка, многим сферам во время повсеместных коронавирусных ограничений удалось "выстрелить".
Председатель комиссии по франчайзингу "Опоры России" и управляющий партнер компании "Альтера Инвест" Мария Кузнецова рассказывает, что на рынке наблюдался колоссальный спрос на франшизы онлайн–сервисов и служб доставки. Михайличенко также говорит, что заметный рост интереса к открытию бизнеса по франшизе был к концепциям, которые показали устойчивость в кризис: IT, онлайн–образование и развитие, медицинские лаборатории и курьерские службы.
Так, сервис доставки продуктов iGooods с начала марта получил более 500 запросов на приобретение франшизы из разных регионов России — это в 10 раз больше, чем в докоронавирусное время.
Управляющий и сооснователь этого сервиса Григорий Кунис отмечает, что франшизы, которые открылись в регионах во время пандемии, окупались за 1–2 месяца вместо 6–12.
"С начала 2020–го мы запустились в 30 городах, до конца года планируем открыть филиалы еще более чем в 20 городах. Заявки на франшизы поступают не только из городов–миллионников, но и из сравнительно небольших населенных пунктов", — комментирует Кунис.

В новый профиль

Толчок к развитию получили и неустойчивые к коронакризису концепции. В общепите и индустрии красоты спрос на приобретение франшизы в самом начале карантина сводился к нулю. В то же время Кузнецова отмечает, что многие франчайзинговые сети, которые относятся к пострадавшим отраслям, укрепили свои позиции на рынке.
"Компании, которые умудрились адаптироваться к новым условиям, потеряли деньги “в момент”, но научились работать в новых форматах, принимать непопулярные решения, выходить в онлайн", — подчеркивает она.
Анна Рождественская также говорит, что для франчайзинга коронакризис стал своеобразной лакмусовой бумажкой. "Рынку только предстоит оценить потери франчайзинговых сетей и спад темпов развития, однако есть довольно серьезная доля франшиз, которым удалось сохранить региональных партнеров в полном составе — даже в индустрии красоты, которая считается одной из наиболее пострадавших отраслей", — комментирует она.
Так, директор по франчайзингу Babor Beauty Spa Андрей Уваров рассказал "ДП", что во время пандемии его компании удалось сохранить всех партнеров и заключить договоры на открытие еще восьми салонов бренда.
Компания помогла франчайзи, развивающим салоны красоты, перепрофилироваться в бутики товаров для домашнего ухода. Партнеры начали продавать косметику онлайн, что позволило многим покрыть издержки.

Ждем и готовимся

Экспертное сообщество уверено, что после пандемии рынок франчайзинга резко вырастет. "Многие топ–менеджеры лишились работы. Те, кто давно задумывается о предпринимательстве, будут инвестировать в бизнес по франшизе, потому что это надежный и стабильный способ открыть свое дело", — говорит Мария Кузнецова. По ее мнению, в 2021 году рынок вырастет приблизительно на 30%. Юрий Михайличенко подчеркивает, что сейчас менее 2% малых и средних предпринимателей работают по модели франчайзинга.
Российская ассоциация франчайзинга ожидает прирост рынка в следующем году в диапазоне 20–25%.
В ближайшие 10 лет, по мнению Михайличенко, эта сфера вырастет втрое — до 200 тыс. объектов и 4 млн занятых.