Последнее слово Меркель: Германия возглавила ЕС

Автор фото: Михаил Климентьев/ТАСС

Несмотря на то, что канцлер Германии Ангела Меркель уже успела заявить, что в следующем, 2021 году она уйдёт из активной политики и оставит свой пост, пандемия коронавируса стала для неё настоящий вторым дыханием, а Евросоюз замер, ожидая лидерства ФРГ. С 1 июля Германия переняла председательство в ЕС. В самый непростой период.

«Меркель — выигрыш в лотерею для ЕС»

Распорядок попеременного председательства в ЕС стран-членов сообщества — давно распланированная история. По принципу ротации они меняются постоянно. Но именно сегодня, в самый непростой момент, председательство Германии в ЕС, которое стартовало с 1 июля, может изменить буквально всё.
Правление Ангелы Меркель в Германии по срокам больше, чем у правителей Франции, Испании, Италии и Польши вместе взятых. Удивительно, но именно этот многолетний опыт сегодня в ЕС засчитывают, как преимущество. Почти никто не выступает с лозунгами о закостеневшем лидере, который слишком долго сидит в своём кресле. А на фоне пандемии, наоборот, утверждают, что председательство Германии в ЕС в этот момент совпало, как выигрыш в лотерею.
«Европе нужны мы, а нам нужна Европа», — перед председательством в ЕС говорила Меркель. В последние месяцы она направляет чёткие сигналы: на фоне пандемии коронавируса, который в ЕС называют «самым большим вызовом» в истории, пришло время лидерства Берлина. По словам Меркель, помощь ЕС — главный национальный интерес Германии.
«То, как Европа справится с этим кризисом по сравнению с остальным миром, станет определяющим как будущего финансового процветания Европы, так и ее роль в мире», — заявила она незадолго до начала председательства ФРГ в ЕС.

Кризис грозит распадом ЕС

Примечательно, что на заре введения евро, ВВП Италии на душу населения был всего на 20% ниже, чем в Германии. В настоящее время этот разрыв составляет почти 40% и, безусловно, увеличится еще больше после нынешнего кризиса. В результате итальянцы могут также начать подвергать сомнению преимущества ЕС для своей страны. Армия евроскептиков уже растёт с каждым днём. Именно поэтому канцлер Германии называет планируемый Европейский фонд восстановления экономик в 500 или 750 млрд евро «политическим инструментом против популизма». Меркель постоянно повторяет необходимость проявления солидарности.
Другими словами, Германия, которая получает больше всего пользы от общего рынка ЕС, открытых границ и общей валюты, в настоящее время обязана сделать намного больше, нежели просто взращивать свой вклад в общий бюджет ЕС. Берлин, к слову, уже решил в ближайшие два года увеличить собственный взнос сразу на 42%. Это по 13 млрд евро ежегодно.
«Если Германия не проявит лидерство в Европе, думаю, что Европы как таковой просто не останется», — считает профессор Рейнского университета Фридриха Вильгельма (Боннский университет) Джеймс Бинденагель.

Коронавирус вернул амбиции

До пандемии коронавируса главной головной болью для Меркель было найти себе преемника. Срок её полномочий завершится в следующем году, а действующий лидер немецких консерваторов Аннегрет Крамп-Карренбауэр, которую и прочили на роль преемника Меркель, так прочно и не укрепилась в кресле главы Христианско-демократического союза и намерена передать партийный руль кому-то другому.
По данным источников Politico из окружения Меркель, она по-прежнему остаётся уважаемым политиком, но за 15 лет, проведённых во власти, амбиций не осталось. Так было ещё до пандемии коронавируса. Всё поменялось с приходом нынешнего кризиса. В её окружении поговаривают, что канцлер смотрит на кризис, как на самый глубокий, который способен похоронить весь проект Евросоюза. В этом случае она может сыграть историческую роль спасителя.
Германия в целом хорошо справилась с пандемией у себя дома. По крайней мере гораздо лучше, чем Великобритания, Швеция или США. Теперь настало время, считает Меркель, спасать Европу. Председательство ФРГ в ЕС с 1 июля как никогда пришлось кстати.

Властелин денежного водопада

Аналитики утверждают, что, сравнивая действия Германии во время кризиса 2009-2010 годов, который серьёзно угрожал единой валюте, на этот раз ФРГ ведёт себя совершенно иначе.
Если раньше Берлин упрекали за чрезмерно строгую финансовую дисциплину, то во время этого кризиса Германия залила деньгами как собственную страну, так и весь ЕС. Впрочем, за десятилетие сменилось поколение финансистов и на место осторожных консервативных управленцев пришла смелая либеральная молодежь.
Вероятно, этот денежный водопад только усилится, когда в ЕС определятся с размером антикризисного фонда. Распределять денежные потоки будет Меркель. Никто не сомневается, что это станет основной её деятельностью в ближайшие полгода председательства ФРГ в ЕС. Именно в руках Меркель все карты, а председатель Европейского совета Шарль Мишель будет послушно её слушать и выполнять все инструкции.
«Пока Германия уверена, что действует правильно, её действия напоминают бульдозер, который не оставляет много места для дискуссий», — цитирует AFP попросившего сохранить анонимность одного из высокопоставленных брюссельских дипломатов.

Brexit и США

Другой важной задачей на оставшееся полугодие станет вопрос выхода Великобритании из ЕС. Вернее, правил торговли с Объединённым королевством.
«Меркель хочет реализовать Brexit таким образом, чтобы Великобритания оставалась как можно ближе к Сообществу и после того, как она окончательно уйдёт. Именно поэтому, думаю, Меркель изо всех сил будет стремиться подписать торговый договор ещё в этом году», — цитирует AFP анонимного дипломата.
И, наконец, осенью пройдут выборы в США. Отношения Ангелы Меркель и Дональда Трампа сложно назвать тёплыми. Недавно президент США заявил, что из-за отказа Германии повышать расходы на оборону до 2% от ВВП, он выведет из ФРГ 9500 солдат. Так что будущий американский лидер в значительной степени определит отношения США и ЕС на годы вперёд. И в этом вопросе Меркель также может успеть сыграть свою роль.
Словом, в Еврокомиссии эти полгода уже в шутку называют не председательством Германии в ЕС, а председательством Ангелы Меркель в Евросоюзе. ФРГ и раньше критиковали, что это реальный серый кардинал сообщества, а весь Евросоюз всегда так и управлялся, «с заднего сиденья автомобиля». Сейчас наступило время вполне официального руководства.