Российский авторынок: кризис без веры в завтра

Автор фото: Ермохин Сергей
Автор фото: Ермохин Сергей

Продажи новых легковых и лёгких коммерческих автомобилей в России по итогам января — июня 2020 года сократились на 23,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 635 959 единиц. Такие данные 7 июля представили в комитете автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Отдельно в июне рынок просел на 14,6%, до 122 622 машин.

На фоне резкого спада продаж автомобилей в прошлые месяцы показатели июня воспринимаются как первый намёк на оживление отрасли. Но эксперты рынка уверены, что говорить о восстановлении пока рано. Решающей для автодилеров станет осень — именно в этот период врачи прогнозируют вторую волну эпидемии коронавируса, а значит, и режима ограничений.

Спасительный спрос

В апреле этого года автомобильный рынок России упал на 72,4%, в мае — на 51,8%, в июне — уже на 14,6%. Такая динамика напрямую связана со снятием ограничительных мер, введённых в России в связи с распространением COVID-19. Весной автосалонам в ряде регионов было запрещено вести работу по продаже машин, где-то под запретом оказались даже сервисные услуги. В мае некоторые ограничения были ослаблены, а в июне автодилеры практически полностью вернулись к прежнему режиму работы.
"Улучшение динамики является следствием возвращения к работе дилерских центров в первую очередь Москвы, Подмосковья и Петербурга — это крупнейшие рынки в стране, которые подтянули за собой всю Россию", — прокомментировал DP.RU эксперт агентства "Автостат" Азат Тимерханов.
Не последнюю роль в оживлении рынка сыграл отложенный спрос, а также меры государственной поддержки автомобильной отрасли. В конце мая из резервного фонда РФ на поддержку автопрома было выделено 25 млрд рублей, в том числе 7 млрд рублей на программу льготного автокредитования. Госпрограммы вступили в действие с 1 июня. Как рассказал вице-президент Ассоциации "Российские автомобильные дилеры" (РОАД), генеральный директор ГК "Прагматика" Владислав Рыдаев, рост продаж автомобилей в кредит отмечается во всех регионах Северо-Запада.
Основной проблемой российского авторынка сегодня, как и в предыдущие кризисы, является низкая покупательная способность. Коронакризис усугубил ситуацию: как заявил ранее глава Минэкономразвития Максим Решетников, в период ограничений в России работу приостановили 15 млн человек, из которых 680 тыс. попали под сокращения.
"Реальные доходы населения продолжают снижаться. Всё зависит от платёжеспособного спроса, а также от настроения людей: неуверенность в стабильности собственных финансов в будущем порождает отказ от покупок", — уверен главный редактор профильного журнала "АвтоБизнесРевю" Евгений Еськов.

В отрицательной зоне

По итогам июня в десятке самых продаваемых брендов положительная динамика зафиксирована только у Skoda — на 3%. В топ-10 наибольший спад зафиксирован у Nissan и ГАЗ — по 22%. От показателя июня 2019 года 20% потерял Volkswagen, Hyundai — 18%, Toyota — 14%.
Дилеры Lada, лидера российского авторынка, продали в прошлом месяце 28 020 новых автомобилей, это на 9% меньше, чем в июне прошлого года.
Во второй десятке брендов нарастить показатели продаж удалось Mazda — на 9%, Lexus — 23%, а также китайским Haval, Geely и Chery. "Рост продаж автомобилей китайских марок связан с низкой базой прошлого периода, а также выводом на рынок новых моделей", — прокомментировал Азат Тимерханов.
Сегодня, как отмечают аналитики, компании, локализовавшие в России производство автомобилей, находятся в более стабильном положении. Сборка машин на российской территории позволяет снижать влияние скачков валютных курсов на конечную стоимость автомобилей. Годом ранее в индустриальном парке "Узловая" в Тульской области открылся автозавод Haval. Также компания намерена открыть на территории России завод по производству двигателей — о таких планах в "Хавейл Мотор Рус" сообщили в марте текущего года.

Без шансов на плюс

В РОАД надеются, что отложенный спрос сохранит свой эффект и в июле. Единственное, что ещё по-прежнему сдерживает дилеров, — ограничения на проведение тест-драйвов (в автомобиле невозможно соблюсти дистанцию 1,5 м), а также снижение объёмов производства и поставок автомобилей дилерам, запланированное поставщиками до конца года, отметил Владислав Рыдаев. При этом всё же не стоит исключать, что ситуация на российском авторынке будет развиваться по китайскому сценарию, предположил эксперт. В КНР после длительного падения продажи пассажирских автомобилей в мае выросли на 7%, до 1,67 млн единиц, сообщили недавно в Китайской ассоциации автопроизводителей (СААМ).
В целом по году, согласно обновлённому прогнозу АЕБ, объём российского авторынка составит 1 339 000 автомобилей, это на 23,9% меньше, чем в 2019 году. "Новый прогноз основан на предположении о продолжении государственной поддержки стимулирования покупательского спроса и отсутствии второй волны пандемии", — заявил председатель комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штэрцель.
В "Автостате" ожидают, что при оптимистичном сценарии рынок упадёт на 15–17%, при пессимистичном — на 32–33%. Эксперты уверены, что исход решит осень и прогнозируемая на этот период вторая волна эпидемии коронавируса.
"Ситуация в авторетейле будет зависеть от многих факторов, в том числе политики государства и импортёров. В любом случае если текущее положение дел на рынке сохранится, то к концу года его объёмы будут меньше прошлогодних, а любые новые трудности, будь то вторая волна пандемии, сокращение господдержки, дальнейший рост цен на машины и прочее, осенью только ухудшат финансовое состояние игроков", — рассказал Евгений Еськов.