Сам себе кассир и продавец: главные тренды ретейла в коронавирусную эпоху

Автор фото: Ермохин Сергей

Умные весы и тележки, возможность управлять очередями — новые тренды в ретейле.

Российские ретейлеры стали использовать в работе оригинальные IT–решения. Пока позволить их себе могут только крупные компании, которые уже используют умные тележки, позволяющие оплачивать все покупки сразу, системы симуляции торгового зала для управления очередями и smart–весы, умеющие определять вид продукта. Отдельная сфера применения IT–технологий — доставка товаров, без нее уже не обходится ни одна торговая компания. Но многие идеи еще находятся на стадии тестирования, не исключено, что в самом ближайшем будущем процесс покупки изменится до неузнаваемости.

Мы в поиске

Крупные ретейлеры запускают акселераторы и конкурсы для поиска новых IT–решений. В пресс–службе "Ленты" рассказали, что недавно компания совместно с платформой Retail TECH завершила отбор предложений для проекта "Безопасный магазин". На конкурс поступило 142 заявки от компаний из России, Израиля, Сингапура и Китая. "Это технологии бесконтактного обслуживания, диагностики здоровья, дезинфекции помещений, контроля количества людей в помещениях и управления доступом на базе продвинутой видеоаналитики и искусственного интеллекта", — пояснили в пресс–службе.
Компания SimulationX как раз подала заявку на участие в конкурсе. Ее руководитель Алексей Пашкевич отметил, что была предложена технология симуляции торгового зала. В ретейле она появилась около 1,5–2 лет назад. Ранее технология широко применялась на производстве, в складских комплексах, на транспортных объектах, в сфере здравоохранения и логистики.
"Суть симуляции в том, что на компьютере создается цифровой двойник реального магазина. В программе задаются планировочные решения, различные алгоритмы работы, потоки посетителей. Можно посмотреть, как будет работать магазин в будущем, протестировать различные гипотезы, например сколько нужно касс самообслуживания, определить наиболее эффективное место для расположения акционных товаров, какое количество сотрудников необходимо для работы в зале", — уточнил Пашкевич. Он сообщил, что пока эти задачи многие ретейлеры решают "в ручном режиме", из–за чего у них возникают различные технологические и производственные риски.
В июне торговая сеть "Магнит" совместно со "Сколково" запустила акселератор MGNTech, технологические направления которого включают облачное вычисление и хранение данных, новые стандарты связи, анализ информации, прогнозную аналитику, интернет вещей. "Особенно актуальными в период пандемии становятся решения, связанные с удаленной работой, обеспечением безопасности магазинов, социальной дистанцией", — отмечают в пресс–службе ретейлера.
Команды, которые пройдут все этапы конкурса, получат возможность запустить пилотный вариант и подтвердить эффект от внедрения своих технологий. "Суммарный объем инвестиций в пилоты составит до 50 млн рублей до конца 2020 года, при тираже технологий “Магнит” рассчитывает получить суммарный экономический эффект не менее 1 млрд рублей в 2021–2022 годах", — добавляют в "Магните".

Покупки на расстоянии

Ретейлеры активно ищут способы сокращения контактов между посетителями и сотрудниками и быстрой оплаты покупок. Так, во многих магазинах уже есть кассы самообслуживания, некоторые компании пошли дальше — запускают магазины без кассиров, где все можно оплатить по смартфону.
Партнер и директор компании "Интеллектуальный резерв" Павел Мясоедов говорит, что пока кассы самообслуживания ретейлеры внедряют с осторожностью. "Идея значительно сокращает затраты магазинов на персонал, но при этом важен баланс между экономией и ростом числа покупок мимо кассы", — подчеркивает он.
В "Азбуке вкуса" пошли дальше и в июне открыли магазин в формате Take&Go — без касс и продавцов. В дальнейшем компания планирует масштабировать этот проект. "Чтобы воспользоваться новым сервисом, покупателю необходимо скачать мобильное приложение и зарегистрироваться в нем, привязав к своему аккаунту банковскую карту и e–mail, на который будут приходить чеки", — подчеркивают в пресс–службе ретейлера.
В работающих по такому формату магазинах "Азбуки вкуса" интеллектуальная система наблюдения отслеживает количество и ассортимент товаров на полках, чтобы собрать в виртуальную корзину продукты, которые выбрал покупатель. "Как только клиент выходит из магазина, в течение нескольких минут мобильное приложение автоматически осуществляет списание денег с его счета", — рассказывают в компании.
Похожий магазин "Пятерочка" с полностью автоматизированной системой покупок запустила и X5 Retail Group. Пилотный проект разработан в лаборатории инноваций X5 Lab и пока доступен в тестовом режиме только для сотрудников компании.
"Магазин работает по принципу умного дома: на основе архитектуры IoT (интернета вещей) действует система специальных датчиков, которые в автоматизированном режиме контролируют процесс входа, выхода, нахождения в объекте, регулируют температурный режим, вентиляцию, освещение, определяют задымление и обеспечивают физическую безопасность", — рассказали о работе торговой точки в пресс–службе X5 Retail Group.
Ценники магазина — электронные, поэтому информацию о стоимости продуктов можно загружать дистанционно. Торговая точка оборудована специальной кнопкой помощи для оперативного решения вопросов покупателей и круглосуточной системой видеонаблюдения. Большинство технологических решений в магазине — это собственные разработки Х5.

Умная техника

В сети "ВкусВилл" кассы самообслуживания стали вводить недавно, сейчас их более 2,5 тыс. В прошлом году в магазинах появились и уникальные для России умные тележки для покупок. Они есть уже в 20 магазинах сети. В разработке помогла компания Paycon из Екатеринбурга. "Дорабатываем сейчас механизмы умных тележек. Они оказались очень удобным устройством и ускоряют сборку заказов на доставку из магазинов–дарксторов", — уточняют в торговой сети.
CEO компании Paycon Игорь Ушаков рассказал "ДП", что сейчас они ведут переговоры с несколькими магазинами в Екатеринбурге и федеральными сетями, чтобы проводить пилотные запуски.
С помощью умных тележек покупатели могут быстро совершить покупку самостоятельно, не стоя в очереди. В них установлен сканер–экран, куда можно вывести весь список покупок, увидеть их стоимость и произвести оплату.
Другой продукт компании — умные весы. "Благодаря компьютерному зрению мы определяем, какой положен фрукт, и ускоряем процесс обслуживания покупателей", — отмечает Ушаков.
По его словам, подобные технологии помогают уменьшить взаимодействие покупателей с персоналом, сократить время нахождения клиентов в торговых точках и избавить от очередей.
"Окупаемость инвестиций — от полугода. Сетям это выгодно, так как мы помогаем увеличить объем продаж и средний чек. Покупатель проходит магазин быстрее, следовательно, увеличивается трафик, товарооборот и выручка — в среднем на 2–3%", — говорит Ушаков.

Что дальше?

Однако есть технологии, которые еще не так распространены в ретейле и полноценно не внедрены.
"Лента", например, сейчас тестирует чат–бот "Галя" для ускоренной отмены покупок и систему распознавания изображения на базе искусственного интеллекта для отслеживания наличия товаров на полке.
В "Магните" тестируют и внедряют инструменты видеоаналитики для минимизации возникновения очередей на кассах. С помощью этой технологии ретейлер отслеживает наполненность полок, улучшает качество локаций новых торговых точек. "В последнем случае апробирование инструмента показало, что можно повысить точность прогноза на 20% и исключить запуск потенциально неэффективных магазинов, то есть уже на этапе тестирования сэкономить порядка 300 млн рублей", — уточняют в пресс–службе компании.
По проекту X5 Retail Group в России создали "цифрового" кассира. "При разработке учитывались надежность и возможность быстрого ремонта прямо в магазине и в то же время — улучшение покупательского опыта и оптимизация расходов на внедрение", — сообщают в компании. Некоторые функции стали удобнее для покупателей — экран больше, сканер мощнее, навигация проще, быстрый интерфейс.
Игорь Ушаков отмечает, что в магазинах также можно было бы внедрить персонализированный подход к каждому клиенту. "Желательно, чтобы система сама определяла посетителя, предлагала индивидуальные покупки и автоматически снимала оплату, без прикладывания кредитной карточки", — сказал он.