X5 Retail Group открывает новые магазины перед сокращением рыночной доли в сентябре

Автор фото: Архив ДП

X5 Retail Group в июле откроет в Петербурге несколько новых магазинов сети "Перекресток". Один из них — на месте супермаркета "Карусель" в ТРК "Сити Молл", другой — на Петроградской стороне вместо "Чкаловского". Еще одна точка сети появилась недавно около станции метро "Пионерская". При этом уже давно, еще в 2018–м, ретейлер превысил наибольшую допустимую долю на рынке Северной столицы. То ли еще будет?

По результатам проверки УФАС в I квартале 2020 года X5 Retail Group имеет 31,75% (при максимально допустимых 25%) в объеме всех реализованных продовольственных товаров. Правда, уже к сентябрю доли торговых компаний на рынке Петербурга могут существенно измениться.
Закрыть часть магазинов ретейлера УФАС может только по решению суда. Подавать или не подавать иски — управление решит только после изучения полученной от компании информации, пояснили в ведомстве. В пресс–службе X5 Retail Group "ДП" рассказали, что достижение 25%–ной доли на рынке розничной торговли в Петербурге подразумевает невозможность в течение года (до публикации Росстатом новых данных об обороте розничной торговли) совершения сделок, предполагающих увеличение торговой площади в регионе.
Открытие новых точек, по мнению компании, стало возможно в связи с оптимизацией и закрытием нескольких магазинов, в том числе в рамках трансформации сети "Карусель", то есть торговая площадь X5 в регионе уменьшилась.
По подсчетам "ДП", у ретейлера действует в Петербурге и Ленобласти 742 торговые точки: 624 "Пятерочки", 111 "Перекрестков" и семь "Каруселей". У других крупных ретейлеров в два, а то и в три раза меньше магазинов. "В ходе запланированных открытий совокупная торговая площадь X5 в регионе не увеличивается, что соответствует требованиям закона о торговле", — уточнили в пресс–службе компании.

Новичкам везет

Во время пандемии рынок розничной торговли в Петербурге изменился: на него вышли новые игроки — сети "Медведь" и Green. Генеральный директор INFOLine Иван Федяков считает, что хороших перспектив у новичков не много: рынок высококонкурентный, чтобы быть на нем востребованным, необходимо обладать сильными преимуществами. Однако генеральный директор А2 Retail Ольга Аткачис парирует, что ситуация для выхода на рынок сейчас оптимальна: переизбыток свободных площадей дает кое–какие возможности новым игрокам из регионов.
В пресс–службе ретейлера "Медведь" "ДП" сообщили, что к сентябрю сеть планирует открыть шесть точек. Сейчас компания старается предлагать клиенту доступные цены на товары первой необходимости.
"Перспективы развития продовольственного ретейла в Петербурге есть, несмотря на сохранение модели сдержанного потребления. У новых игроков появятся шансы выйти на рынки, появятся новые форматы магазинов, нужно быть максимально чутким к настроению покупателя и его потребностям и оперативно на них реагировать", — комментируют в "Медведе".
Кроме того, с марта сеть "Лэнд" закрыла три супермаркета и гастроном в универмаге "Стокманн". Как говорят в пресс–службе ретейлера, в сложившихся условиях они сделали акцент на оптимизации деятельности.
"Мы инициировали переговоры со всеми нашими арендодателями на предмет снижения арендных ставок везде, где это имело обоснованный характер. Наша первоочередная задача заключалась в поиске компромисса с собственниками помещений, арендные ставки по которым перестали отвечать рыночной ситуации. С кем–то удалось договориться, и мы продолжаем работу на новых условиях, с кем–то — нет, и это повлекло за собой закрытие некоторых наших объектов", — говорят в компании. Сейчас "Лэнд" работает в направлении поиска нового актуального ассортимента, в планах — создание обновленного интернет–магазина, расширение линейки своего импорта, возобновление работы по развитию собственных торговых марок.

В пустой тележке

Большинство потребителей в последнее время существенно изменили свою продуктовую корзину. Как отмечает в разговоре с "ДП" директор по внешним связям Ассоциации компаний розничной торговли Илья Власенко, покупатели стали ориентироваться на цену, хотя еще совсем недавно определяющим для многих был бренд производителя. "Кроме выбора более дешевых товаров в той же категории потребители уменьшают разнообразие приобретаемых фруктов и овощей, приобретают мясную и рыбную продукцию в меньших объемах, отказываются от импульсивных покупок", — говорит он.
Заместитель руководителя ИАЦ "Альпари" Наталья Мильчакова прогнозирует, что средний чек магазинов всех форматов снизится к концу года как минимум на уровень личной инфляции — приблизительно на 10%.
Изменение потребительских привычек неизбежно скажется на структуре рынка розничной торговли. Большинство опрошенных "ДП" экспертов считают, что ретейл, специализирующийся на более низком ценовом сегменте, сможет увеличить долю рынка. Ольга Аткачис говорит, что спрос будет сосредоточен на демократичных операторах. "Рынок будет ориентироваться на сегмент “средний минус”, так как именно в нем сконцентрирован спрос. Операторам более высокого ценового сегмента сейчас непросто", — отмечает она.
Осенью большинство аналитиков ожидают вторую волну кризиса — экономического или эпидемиологического. Ретейлеры, обороты которых позволяют ставить самые выгодные цены, будут увеличивать свою долю. Иван Федяков считает, что крупные компании продолжат консолидировать рынок.
Партнер агентства M. A. Research, руководитель направления "Ретейл" Анна Синявская также говорит, что в течение лета продолжится уход с рынка малых и средних игроков, что приведет к укрупнению федеральных компаний и росту их доли, которая и раньше уже была весомой. "Дать более точный прогноз долевой структуры игроков к сентябрю пока сложно, для этого нужны данные хотя бы за второй квартал. Но список основных игроков вряд ли изменится — это Х5, “Магнит”, “Лента”, “Дикси”, “О’Кей” и “Ашан”, которые и будут формировать более 70% FMCG–рынка Петербурга", — убеждена эксперт.

Межканальная конкуренция

"Магнит" не раскрывает свои планы по созданию магазинов в конкретных регионах, однако с марта текущего года ретейлер прибавил в Петербурге более 30 торговых точек. При этом количество закрытий было незначительным и, как правило, было связано со сменой локаций на более выгодные. В пресс–службе компании "О’Кей" отмечают, что сейчас группе принадлежат 24 гипермаркета в Петербурге. В конце мая этого года ретейлер заключил сделку с X5 Retail Group по приобретению гипермаркета "Карусель" в Калининском районе. "Мы сохраняем наши планы по работе над новой концепцией гипермаркетов сети и планируем представить ее в этом году. Еще одним важным направлением стало развитие онлайн–сервиса okeydostavka.ru", — сообщают в компании.
Премиальным магазинам, таким как "ВкусВилл" и "Азбука вкуса", придется гораздо сложнее. Как отмечает Иван Федяков, ожидать роста активности потребителей в их сегменте не приходится. Падение покупательной способности только началось, по оценкам аналитиков, отрицательная динамика закончится не скоро.
"Переформатироваться из премиального сегмента в доступный всем — стрелять себе в ногу. Однако и они поборются за покупателя: “ВкусВилл” запускает фудтех–проекты и развивает партнерские программы с другими торговыми сетями, “Азбука вкуса” тоже не стоит на месте. Это сильные игроки, уверен — они задействуют весь арсенал технологий для своего развития", — комментирует Федяков.
В то же время Наталья Мильчакова говорит, что у торговых сетей премиального класса останется лояльная группа покупателей. "У богатых спрос на продукты питания не так эластичен, как у людей бедных и среднего достатка", — считает она.
Сейчас около 20 точек компании "ВкусВилл" заморожены. Как говорят в пресс–службе ретейлера, сеть делает упор на развитие онлайн–услуг.
"Везде, где в Ленобласти и Петербурге есть “ВкусВилл”, уже работает наша бесплатная доставка, включая отдаленные города–спутники. Продукты в ней доступны по тем же ценам, что и в магазине. Начинаем работать и с новыми партнерами, например с Delivery Club", — рассказывают во "ВкусВилле".
Как сообщили "ДП" в пресс–службе "Азбуки вкуса", они планируют укреплять позиции в Петербурге, но за резким ростом доли рынка не гонятся.
"Помимо фуд–ретейла мы также делаем акцент на сегменте HoReCa и развиваем наши кафетерии, которые есть во всех наших магазинах", — дополняют в компании.
Генеральный директор сети финских супермаркетов Prisma Ярмо Паавилайнен отмечает, что коронавирус не меняет мегатренды. Сейчас ретейлер не пересматривает свою стратегию, планируя и в будущем делать ставку на высокое качество товаров.
"Конкуренция в ретейле остается высокой, новые концепции будут появляться регулярно, и клиенты смогут выбирать из множества вариантов. Одним из главных драйверов бизнеса станет стремление сделать процесс покупки легким и удобным", — говорит он.
Одно из главных грядущих изменений — развитие фудтеха, уже наступающего традиционному ретейлу на пятки. У потребителей появился опыт заказа продуктов на дом, проекты "Яндекса", Сбербанка и Х5 неизбежно "откусят" процент оборота продовольственных товаров.
Межформатная конкуренция продолжит усиливаться, борьба форматов "у дома" и гипермаркетов остается актуальной, но, по мнению Федякова, новая межканальная конкуренция существенно изменит рынок уже до конца года, а в перспективе, возможно, и до неузнаваемости.

Безымянный центр

В целом стоит отметить, что совокупная доля крупных торговых сетей в Петербурге по итогам 2019–го уменьшилась — 86,86% против 90,73% годом ранее. Так, можно предположить, что и к сентябрю, и к концу нынешнего года она не вернется к рекордным показателям 2018–го.
Интересно, что в Петербурге, особенно в его центральных районах, сосредоточились так называемые магазины no name, которые работают 24 часа. Таких с уходом "Интерторга" стало открываться все больше, некоторые точки с выгодными локациями забрала себе небольшая сеть универсамов "Вместе". "ВкусВилл" уже запустил в регионе 119 магазинов, но этот ретейлер также не учитывается УФАС. В управлении объяснили, что их доля по объему всех реализованных товаров крайне мала по сравнению с гигантами рынка, такими как X5 или "Магнит".
Эксперты полагают, что будущее — за развитием дискаунтеров. Впрочем, в Knight Frank St Petersburg уверены, что рынок будет развиваться в двух основных направлениях: дискаунтеры и магазины премиального уровня, реализующие более свежую и качественную продукцию. При этом "такие сети, как “Пятерочка”, “Магнит”, “Верный”, будут занимать нишу магазинов у дома", считают в компании. Эту же тенденцию отмечает и управляющий партнер компании Marketing Logic Дмитрий Галкин. Он уточняет, что продовольственный ретейл очень чутко реагирует на любые изменения и поэтому уже пересматривает ассортиментную матрицу. Ближайшее время — самое подходящее для развития и расширения ассортимента собственных торговых марок (СТМ). Сейчас, по оценке экспертов, их доля в ретейле составляет около 4–5%, но, вероятно, может вырасти в обозримом будущем до 10–15%.

В контексте

Пушкинское "не гонялся бы ты, поп, за дешевизной", к сожалению, утратило актуальность (похоже, окончательно и бесповоротно), и щелбаны достаются теперь Балде, который разучился экономить, а также обслуживающей его торговле, пренебрегающей печальным трендом на похудание потребительского кошелька.
Тенденция, мягко говоря, не новая, но пертурбации последнего времени, связанные с нефтяными ценами и пандемическими ограничениями, ситуацию только обострили. Уже понятно, что некоторое летнее легкомыслие (продажи смартфонов, например, в начале июня с открытием офлайн–магазинов выросли на 33 %) к осени закончится и основная масса населения еще больше усилит режим жесткой экономии. Так что те ретейлеры, которые гордо заявляют, что не будут менять стратегию и учитывать нищенское поведение потребителя, явно лукавят.
Кстати, ни кто из опрошенных «ДП» представителей сетевой продовольственной торговли не захотел ответить на вопрос о своей ценовой и бонусной политике в складывающихся условиях. Очень красноречивое молчание. При этом, по данным системы «СПАРК–Интерфакс», доля счетов, оплаченных в срок, только в апреле текущего года снизилась на 10,8 пункта, до 54,6% (47–50% — в кризисном 2015–м).
И эксперты говорят, что восстановления расчетов на нормальном уровне не стоит ожидать до конца года. Это обстоятельство тоже может существенно усложнить жизнь ретейлерам и их поставщикам. Появление на площадях, освободившихся после кончины «Интерторга» с его «Семьей» и Spar, некоторых новых персонажей (например, норильского «Медведя» и казахстанского Green) — история интересная, но из серии «попытка не пытка».
Все–таки эксперты почти дружно уверены в победе крупных ретейлеров, которые со своим огромным оборотом товаров могут успешно «играть» в скидки, акции, бонусы и т. п., завлекая к себе экономного клиента. Скорее всего, несмотря на всяческие ограничения по доле рынка, они упорно, целенаправленно и многообразно поглотят «чрево Петербурга», вытеснив мелкие сети.
Остановить их в этом стремлении будет трудно, да и надо ли? Монополии в сфере все равно не появится, а конкуренцию никто не отменял. Возможно, что какие–то подвижки в этом направлении произойдут уже к сентябрю. Во всяком случае, смело можно утверждать, что оформившаяся тенденция никуда не денется и рынок продовольственного ретейла будет обреченно концентрироваться в руках нескольких крупных игроков. Они будут жонглировать разными форматами торговли, рассчитанными на разную толщину кошелька и поведенческие пристрастия покупателя, который по–прежнему всегда прав.
Доминирующим сегментом розничной торговли будет продовольственный ретейл — магазины, которые сидят по низким ставкам аренды на долгосрочных договорах. Также к наиболее устойчивым сегментам относятся алкомаркеты и аптеки. Сами же арендаторы смотрят на будущее с опаской. Во–первых, есть угроза второй волны пандемии, во–вторых, некоторым так и не удалось получить скидки на аренду. Собственники помещений тоже не слишком заинтересованы сотрудничать с арендаторами, чью деятельность могут приостановить. После снятия всех ограничений, вероятно, будет небольшой всплеск покупок. Однако в любом случае у большинства граждан доходы снизились, и уровень потребления тоже снизится. Основная масса будет ориентирована на более дешевые продукты. Ставку нужно делать на бедного покупателя. Конечно, существует прослойка населения, которая будет потреблять на том же уровне, что и прежде, но она невелика. К продовольственному ретейлу собственники относятся с интересом. Массовых закрытий в сегменте нет, появляются новые игроки, например "Щедрый", Green, активно развиваются старые сети, например "РеалЪ". В 2020–м продуктовый ретейл будет развиваться, но очень агрессивно по отношению к арендодателям. Арендаторы будут заходить только на выгодных для себя условиях.
Александр Карпов
Руководитель Rusland Sp Retail
Я бы говорил о тенденции, которая усиливается, — это переход к более рациональному потреблению. Она означает не покупку более дешевой продукции, а подход покупателя, когда он больше не готов переплачивать за посредственный товар. То есть сейчас и надолго установился рынок покупателя, и, чтобы он потратил свои деньги, продавцам необходимо будет приложить больше усилий. И прежде всего — предлагать рынку продукцию в более оптимальном соотношении цена / качество.
Владимир Каличава
руководитель департамента услуг для ретейлеров Colliers International
В ближайшее время при отсутствии негативных внешних факторов и снятии ограничений потребление может вернуться к доковидному периоду. Базовые предпочтения покупателей существенно не поменяют вектор, развитие получат новые клиентские сервисы, продолжится сегментирование ретейла с учетом интересов потребителей, углубление ассортимента, цифровизация процессов. При этом и ретейлеры, и покупатели будут больше обращать внимание на безопасность объектов с точки зрения недопущения распространения инфекционных заболеваний.
Пресс–Служба Компании
"Магнит"