Богатым — офлайн, бедным — онлайн: к чему пришёл бизнес Петербурга к концу карантина

Автор фото: vostock-photo, коллаж Алены Марченко

В Петербурге начинают отменять ограничения, введённые для бизнеса в период пандемии. Предприниматели подсчитывают убытки и пишут стратегии дальнейшего развития. Одним из новых трендов, видимо, станет расслоение целевой аудитории.

К чему пришли предприниматели на выходе из коронавирусных ограничений, рассказали представители разных отраслей в ходе круглого стола "Делового Петербурга" "Спасибо, что живой!".
Строительная сфера оказалась в числе наименее пострадавших, хотя изначально у девелоперов были опасения. "Когда всё начиналось, я могу сказать, что мы строили достаточно пессимистические прогнозы. Но сейчас, оглядываясь назад, мы понимаем, что не так страшен чёрт, как его малюют в средствах массовой информации", — рассказал директор департамента развития ГК "ПСК" Сергей Мохнарь. В итоге некоторое снижение спроса — на 10–15% — всё же было зафиксировано, признал он.
Похожая картина наблюдалась и в группе компаний "КВС". "Было у нас небольшое падение процентов на десять в апреле, — сообщила генеральный директор ООО "КВС. Агентство недвижимости" Анжелика Альшаева. — Потом стало всё восстанавливаться". По её словам, уже в мае компании удалось перевыполнить план, составленный в прошлом году, и повысить цены.
Строителей поддержало не только решение не закрывать стройки, но и программа льготной ипотеки. "Если у нас ещё в марте-апреле доля ипотечных сделок из общего объёма продаж в группе компаний "КВС" была 63%, то в мае — 83%. И в июне я уже вижу, что идёт на 84%", — отметила Анжелика Альшаева.
Ипотека поддержала и банковскую сферу. "Количество заявок от заемщиков с каждым днем растет, — поделилась управляющая Абсолют Банком по Северо-Западному региону Мария Батталова. — Действительно, программа с господдержкой, ставки по которой дополнительно субсидируют и сами банки, пользуется колоссальным спросом. И я думаю, что до ноября будет рост по ней примерно на 20% относительно летнего периода".
Однако финансовым учреждениям пришлось столкнуться с ростом неплатежей. "В среднем по рынку примерно 15% заемщиков стали испытывать сложности с обслуживанием своих кредитов из-за пандемии, но во многих банках, включая наш, действуют кредитные каникулы", — рассказала Мария Батталова. С корпоративным сектором такой проблемы, по её словам, пока нет. "Что касается юридических лиц, малого и среднего бизнеса, люди вполне свои обязательства выполнили", — сообщила топ-менеджер Абсолют банка.
Считается, что IT-компании не только пережили кризис без потерь, но и заработали на нем. В реальности все сложнее. "Мы обслуживаем компании из разных сфер, и среди наших клиентов достаточное количество кафе, ресторанов, мини-отелей, ивент-агентств", — рассказал руководитель макрорегиона Северо-Запад MANGO OFFICE Алексей Горбунов.
В то же время крупные клиенты стали тратить на телекоммуникации больше. "Стратегия, когда в базе есть разный клиент, всегда помогает", — сделал вывод Горбунов.
Крайне тяжело пришлось общепиту. "Падение оборота в апреле месяце составило 90%, то есть практически фатальный результат, близкий к смерти любого бизнеса", — сказал генеральный директор сети ресторанов "Теремок" в Санкт-Петербурге Виталий Свидовский. Сейчас, по его словам, этот показатель составляет 70%.
Но общепиту хотя бы разрешили продавать еду навынос. Салоны красоты были лишены и этого. Но в сети "Осипов имидж-студия" старались не унывать. "Мы сделали очень много роликов онлайн, которые помогают нашим клиентам дома поддерживать цвет, например. Также мы создали курс для парикмахеров, который помогает им развиваться. Курс для девушек, которые дома могут сами себя уложить, как-то поддержать цвет. Попытались сделать ролики, которые помогают подстричь своего парня дома, но это, скорее, нечто комичное, потому что результат ужасный получается обычно", — поделилась арт-директор "Осипов имидж-студия" Анна Гриштакова.

Свет в конце карантина

Сейчас петербургский бизнес готовится к снятию ограничений. Девелоперы ожидают роста спроса. "Мы выйдем с отложенным покупательским спросом, — уверен Сергей Мохнарь. — Покупатели апартаментов, покупатели недвижимости с целью дальнейшей перепродажи на сегодняшний день заняли выжидательную позицию. Соответственно, как только наметится положительная тенденция в развитии коронакризиса — а я думаю, что мы её уже видим, — инвесторы поймут, что всё хорошо, всё замечательно, можно вкладываться дальше, они начнут вкладываться, и здесь мы увидим очередной виток цен".
"Цены точно не будут понижаться, это я на 100% могу сказать", — согласилась Анжелика Альшаева.
Общепиту в ближайшее время разрешат работать в формате летних террас. Но для многих это тоже нелегко. Например, "Теремок" до кризиса избегал такого формата. "Этот кризис показал неэффективность управления государственной машины, — полагает Виталий Свидовский. — Потому что на сегодняшний день мы столкнулись с таким количеством огромных комитетов и подкомитетов, которые в том или ином виде принимают те или иные меры... Чтобы согласовать, например, летние столики, что в европейской стране делается за один день, здесь это требует 2 месяца интенсивной работы".

Выживут пицца и шаверма

Новой тенденцией посткризисного Петербурга многие компании видят расслоение целевой аудитории. Так, "Осипов имидж-студия" переходит в экономсегмент. "Мы понимаем, что многие сейчас переживают кризис, у многих стала меньше зарплата, кого-то сократили, соответственно, мы будем делать скидки. Уже сейчас разработали гибкую систему скидок для наших клиентов. Заменим красители на более дешёвый сегмент", — признала Анна Гриштакова.
"В целом отрасль, конечно, просядет, — рассказал директор по развитию ресторанов Mein Herz и Strawberry Fields Семён Султанов. — Просядет средний сектор, скорее всего. Сейчас, например, лучше всего выстреливают проекты, которые торгуют стандартным набором: пицца, суши, шаверма. Это тот мастодонт, который может вытянуть отрасль. Хорошие какие-то проекты, не сверхвысокого ценового сегмента, а средние авторские проекты, — им будет немножко тяжело, потому что у людей немножко перестроится образ потребления".
"Офлайн останется для богатых, о чём говорили ещё лет десять назад. Онлайн будет для бедных — это всякие доставки и т. д.", — сделал вывод ресторатор.