Низкий спрос и высокая конкуренция: хлебозаводы столкнулись с новыми вызовами

Автор фото: Сергей Коньков

Хлебозаводы Петербурга столкнулись с ухудшением конъюнктуры. И дело не только в кризисе.

Крупнейшие предприятия по выпуску хлебобулочных изделий Санкт–Петербурга — финский концерн Fazer, компания "Каравай", ГК "Дарница" и холдинг "Петрохлеб" — столкнулись в ходе кризиса с новыми вызовами — сокращением спроса, обострением конкуренции и ростом стоимости ингредиентов.
Но главная, пожалуй, неприятность — снижение покупательной способности. "Как следствие, спрос снова сместился в массовые и доступные категории, а продажи в канале общественного питания достигли нуля", — рассказал "ДП" генеральный директор Fazer в России Владимир Калявин. По его словам, в текущем году компания намерена продолжить развиваться в сегменте замороженных хлебов, выпускать новинки и предлагать потребителям продукцию для выпечки дома.

Звонок из прошлого года

При этом петербургские хлебопеки получили тревожные звоночки еще до пандемии — при подведении итогов 2019 года. У того же Fazer выручка от реализации хлебопекарного направления снизилась до 12,7 млрд рублей по сравнению с 13,6 млрд годом ранее, сообщили "ДП" в концерне. Прибыль же российского подразделения Fazer осталась примерно на том же уровне и составила 325,9 млн рублей по сравнению с 313,7 млн в 2018–м.
"Прошлый год был непростым для хлебопекарной отрасли в целом. На результаты повлияло снижение объема заказа из–за перехода сетей на работу без возвратов, а также рост цен на основные ингредиенты", — добавил Владимир Калявин.
Основной конкурент Fazer на петербургском рынке — ОАО "Каравай" — и вовсе завершил 2019 год с чистым убытком 114,3 млн рублей по сравнению с прибылью 172,6 млн в 2018–м. Основной причиной этого стал рост себестоимости продукции на 439 млн рублей — с 6,26 млрд до 6,7 млрд рублей, следует из годового отчета. В числе основных рисков на 2020 год в документе указывается, в частности, рост цен на ржаную муку, который будет невозможно компенсировать в ценах на готовую продукцию. Еще один вызов текущего года — сокращение "индустриальной полки" в крупных продовольственных магазинах, что приведет к росту конкуренции, снижению отпускных цен и падению маржинальности продаж.
Тенденция к снижению прибыли заметна и у третьего по размеру производителя хлебобулочных изделий в Петербурге — ГК "Дарница". В 2019 году чистая прибыль группы снизилась до 35,55 млн рублей по сравнению с 64,5 млн годом ранее, говорится в годовом отчете ГК. При этом выручка увеличилась до 4,04 млрд рублей по сравнению с 3,95 млрд в 2018 году. Получить комментарий ГК "Дарница" о причинах снижения прибыли "ДП" не удалось.
Еще один крупный участник рынка — холдинг "Петрохлеб" — закончил 2019 год с чистой прибылью 25 тыс. рублей по сравнению с 9,2 млн годом ранее. В компании также не стали комментировать итоги прошлого года и планы на нынешний.

Сырье дорожает

В текущем году состояние хлебопекарных предприятий ухудшается по нескольким причинам. "Во–первых, в марте 2020–го резко выросла стоимость пшеничной и ржаной сортовой муки. Рост продолжается до сих пор, также дорожают другие виды сырья и упаковка, — отмечает аналитик “Фридом Финанс” Евгений Миронюк. — Во–вторых, в последние годы ужесточилась конкуренция в городе. Плюс пандемия спровоцировала увеличение расходов на обеспечение безопасности персонала".
По мнению аналитика, производителей нужно обеспечить качественной пшеничной и ржаной мукой по стабильным ценам. "Уже разработан ограничительный механизм квотирования экспорта наиболее важных для рынка России зерновых культур. Но текущих мер недостаточно: квоты, установленные Минсельхозом для экспорта, заранее выбираются иностранными заказчиками. Это создает локальный дефицит в первой половине года", — напоминает Евгений Миронюк. В текущем году Россия полностью выбрала нетарифную квоту на экспорт зерна к 26 апреля, говорится на сайте Минсельхоза.
В Российской гильдии пекарей и кондитеров, однако, утверждают, что в целом по стране предложение по муке уже несколько лет превышает спрос. В январе–марте средние цены производителей на муку выросли, но и потребительские цены на хлеб — тоже. "То есть объективных предпосылок для принятия регуляторных мер нет", — отмечают в организации.
При этом в гильдии подчеркивают, что снижение доходов подталкивает граждан к переходу на более дешевые продукты, к числу которых, конечно, относится и хлеб. "Поэтому информация о том, что покупки хлеба в России только за апрель выросли на 36% (исследования банка “Русский стандарт”), говорит о перспективах развития экономики хлебопечения", — резюмируют в гильдии.
В 2019 году мы наблюдали значительный рост себестоимости зерна с доставкой в Санкт–Петербург, что в конечном итоге привело к росту цен на муку и, как следствие, на хлебобулочные изделия. В 2020 году на фоне пандемии эти тенденции сохранились. В январе–мае 2020 года совокупный рыночный рост цен на пшеницу составил 12–15%, на рожь — 20%. При падении доходов населения обычно растет потребление хлеба — правда, прежде всего социального (батонов и буханок) — и доступных сладостей. А спрос на торты, пирожные, элитный хлеб снижается. До конца года, по нашим оценкам, ситуация кардинально не изменится. Кризис спровоцировал новый виток структурных изменений на рынке, еще больше усилив ценовую конкуренцию производителей, попутно снижая и без того невысокую рентабельность как мукомолов, так и хлебопеков.
Елена Мамичева
Операционный директор ОАО "Ленинградский комбинат хлебопродуктов им. С. М. Кирова"
Весной этого года петербургские пищевые производители столкнулись с проблемой сбыта продукции. По нашей оценке, самая сложная ситуация сложилась в общественном питании и гостиничном бизнесе, где падение спроса, в том числе на продукцию мукомолов и хлебопеков, достигает почти 100%. Ситуация осложнилась еще и тем, что агропромышленный комплекс и пищевая промышленность не были включены в перечень отраслей, наиболее пострадавших от коронавирусной инфекции, и не получили возможности воспользоваться господдержкой. С другой стороны, предварительные итоги работы отрасли с начала этого года можно оценить со сдержанным оптимизмом. Индекс производства пищевой промышленности в январе–мае вырос на 4,8% по сравнению с тем же периодом 2019 года. Режим самоизоляции подтолкнул производителей к тому, чтобы нарастить продажи в сегменте розничного продовольственного ретейла.
Дмитрий Панов
Председатель Санкт–Петербургского регионального отделения "Деловой России"