Иллюзия добра: чем для бизнеса обернулась господдержка в пандемию

Автор фото: ТАСС

Попытки властей оказать помощь гражданам или бизнесу часто выглядят непродуманными. Поддержав потребителей, правительство ухудшает экономику поставщиков, и наоборот. Бизнес начинает подключать лоббистов, и те компании, у которых они влиятельнее, несут наименьшие потери. Остальным, в том числе жителям и малому бизнесу, на государственную помощь лучше не рассчитывать. За все придется платить по полной.

После того как правительство РФ 2 апреля приняло постановление № 424, запрещающее ресурсоснабжающим организациям до конца 2020 года взимать пени за несвоевременную уплату платежей и отключать потребителей, у компаний–поставщиков начала расти дебиторская задолженность.
ГУП "ТЭК СПб" сообщило, что за апрель–май поступления от потребителей снизились на 17,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Собираемость средств за оказанные потребителям услуги в апреле–мае 2020 года оказалась ниже на 20%, чем в апреле–мае 2019–го, и составила 79%, сообщили в пресс–службе другого крупного поставщика — "Петербургтеплоэнерго". В Петербургской сбытовой компании отметили, что за апрель платежная дисциплина жителей города и области снизилась на 20%. Задолженность населения в апреле–мае увеличилась на 10%, а других категорий потребителей (за исключением бюджетного сектора) — на 25%, отметили в областном "РКС–энерго".
В целом по России в апреле снижение платежей за электроэнергию составило 7% относительно аналогичного показателя прошлого года, а за тепло — 12%. Задолженность выросла на 11 млрд и 16 млрд рублей соответственно.
По прогнозам Минэнерго, если мораторий на невыплату пеней сохранится до конца года, то энергетики недополучат 600–700 млрд рублей.
Выход из ситуации чиновникам видится простым — отменить мораторий досрочно.
По данным СМИ, в конце мая министерство энергетики уже выступило с подобным предложением, одобрил его и профильный комитет Госдумы. Однако пока мораторий сохраняется, не исключено, что это обусловлено политическими причинами. Если его все же отменят, например после 1 июля, то потребители, накопившие долги, будут вынуждены в спешном порядке их погашать. В противном случае ресурсоснабжающие организации получают полное право потребовать пени и в случае отказа отключить нерадивых плательщиков.
Как правило, после предупреждения о необходимости погасить долг до приостановки подачи электроэнергии проходит 2 месяца. То есть, если мораторий будет отменен в июле, у потребителей есть время до сентября на то, чтобы урегулировать отношения с поставщиками. И это на фоне продолжающейся пандемии, сокращения доходов, а иногда вовсе их потери. Стремясь проявить заботу о людях, власти иногда оказывают им медвежью услугу и часто вводят в заблуждение. Ведь многие потребители мораторий на взимание пеней восприняли как индульгенцию на оплату.

Долговая связь

Отчасти схожая ситуация в первые дни нерабочих недель сложилась и в телекоме. Впрочем, многие операторы решили действовать на опережение и не ограничивать доступ потребителей к интернету даже при нулевом балансе. В Минкомсвязи "ДП" не рассказали, были ли спущены какие–либо требования к телеком–компаниям. Сами провайдеры говорят, что никаких специальных документов не получали, а в своих решениях не отключать абонентов они руководствовались здравым смыслом.
Так, крупнейший провайдер "Ростелеком" сообщил, что не отключал интернет за неуплату до конца мая. Некоторые провайдеры использовали уже имеющиеся инструменты, например сделали бесплатной услугу "обещанный платеж".
Но в отличие от потребителей электроэнергии и тепла интернет–пользователи оказались более дисциплинированными. Бесплатную услугу "обещанный платеж" от "ЭР–Телеком" ("Дом.ru"), например, активировали лишь небольшое число пользователей, в настоящий момент более 90% таких клиентов закрыли долги по оплате (что неудивительно, учитывая его стоимость: 30 рублей в день). Возможность отсрочить платеж без комиссии в прошлом месяце предлагали и в ТТК. В компании отметили, что в апреле вместо падения получили даже рост платежей от клиентов — 7% в сравнении с мартом и более 15% в сравнении с апрелем 2019 года.
МТС, "ВымпелКом" ("Билайн") и дочерняя компания "МегаФона" NetByNet (Wifire) также не отключают домашний интернет и цифровое ТВ при минусе на счету. В мобильном секторе смягчили лимит звонков в роуминге, отменили блокировку при отрицательном балансе (сейчас это доступно абонентам 65+).
Глава "Ростелекома" Михаил Осеевский в начале апреля признавал, что мера может привести к увеличению дебиторской задолженности. Однако, произошло ли это по итогам карантина, провайдеры не раскрывают. Эксперты считают, что, даже если спад денежного потока произошел, он не страшен отрасли. У каждого оператора есть бюджет на удержание абонентов, он позволяет предоставлять услуги по постоплате без ущерба, считает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. По словам эксперта, более опасно уменьшение числа пользователей ШПД из b2b–сектора, которое происходит в кризис ввиду ликвидации предприятий.
Гораздо больше рынок беспокоит пилотный проект "Доступный интернет", который реализует Минкомсвязи. В этом случае люди сохранят доступ к перечню социально значимых сайтов даже при нулевом балансе. В рамках эксперимента доступ к 391 ресурсу из списка предоставляют пять крупнейших операторов ("Ростелеком", МТС, "МегаФон", "ВымпелКом", "ЭР–Телеком"). Но уже решено расширить его и на мобильный интернет. По оценкам РСПП, бизнесу это будет стоить 150 млрд рублей в год, однако государство уже заявило, что субсидии предоставлять не будет. Скорее всего, компенсировать издержки придется за счет повышения тарифов.
В TelecomDaily прогнозируют рост тарифов на услуги проводной связи от 10 до 15% по итогам года.

Вернем когда–нибудь

В отличие от энергетики и телекома, которые сложно отнести к серьезно пострадавшим от кризиса отраслям, авиацию коронавирус заразил сильно. Власти, причем не только российские, в начале кризиса явно колебались, кого поддержать — авиакомпании или пассажиров. Ведь многие из последних в конце марта — начале апреля имели на руках авиабилеты, по которым, как вскоре стало очевидно, полететь никуда не могли. Но, поскольку отрасли требовалась помощь, которую авиаторы ждали от государства, власти решили, что пока граждане вполне могут потерпеть и тем самым поддержать бизнес.
В короткие сроки созрел законопроект о легализации полетных ваучеров. Его спешно внесли в Госдуму 7 мая, 22–го числа его утвердили в третьем чтении, а 8 июня документ был подписан президентом.
Перевозчикам разрешается возвращать клиентам вместо денег за отмененные поездки сертификаты на будущие поездки в течение 3 лет с момента покупки билета. По истечении этого срока несостоявшийся путешественник может рассчитывать на денежную компенсацию. Для этого компании получили возможность изменить формат договора с пассажиром в условиях чрезвычайной ситуации, чрезвычайного положения или режима повышенной готовности. "Реализация закона не потребует дополнительных затрат из средств федерального бюджета", — скромно сообщается в пояснительной записке к законопроекту.
С критикой выступил Роспотребнадзор. Ведомство не увидело в нововведении гарантии для пассажиров, что возврат денег состоится даже в рамках трехгодичного срока действия ваучера. Вместе с тем ФАС предложила позволить пассажирам самим выбирать: они могут поменять билеты на другой вид транспорта, а возврат денег можно будет осуществлять не через перевозчика, а через государство.
Аналогичную практику "ваучеризации" билетов стали применять международные авиакомпании практически с началом пандемии, в том числе гиганты Lufthansa, Emirates, Air France–KLM и прочие. Впрочем, эта мера носит рекомендательный характер — Еврокомиссия обязала компании возвращать деньги пассажирам за билеты на отмененные рейсы.
Собеседник "ДП" в латвийской AirBaltic рассказал, что воспользовались возможностью поменять билет на ваучер немногие клиенты, большинство не пошло навстречу перевозчику. "Более 90% предпочли вернуть деньги. Как видели из отзывов, это было воспринято крайне позитивно, мы, конечно, повысили лояльность клиентов. В финансовом плане выстояли, конечно, за счет собственных средств и государственной поддержки Латвии. Рассчитываем выйти на докризисные показатели в 2022 году, — говорит эксперт. — Но доверие и лояльность пассажиров могут оказаться бессмысленными, если компания стоит на грани краха. Поэтому российский законопроект — более весомая история, чем инициатива отдельных перевозчиков с мест".
Государство не прочь помочь гражданам, пока не страдает крупный бизнес, за счет которого эта помощь оказывается. Если же бизнесмены начинают роптать, помощь переносится на неопределенный срок.

В контексте

"Теперь работать и свободно гулять не только можно, но и нельзя". Пожалуй, это лучшее определение, характеризующее ситуацию, сложившуюся в стране во время пандемии коронавируса. Неразбериха проникла во все уровни жизни — от макроэкономики до быта каждого россиянина.
Путаница в ограничениях и послаблениях, ужесточениях и их снятиях, по–видимому, будет и дальше сопровождать продолжающийся пандемический кризис. Период нерабочих дней завершился 12 мая, но одновременно до 31 мая был сохранен режим самоизоляции. У людей тут же возник вопрос, ехать в офис или оставаться дома. Если все–таки ехать, есть ли риск получить солидный штраф за попытку добраться до работы.
В Москве из–за ошибок информационных сервисов даже лежачим больным приходили счета на несколько тысяч рублей за нарушение режима самоизоляции. Путались и некоторые СМИ, вводя в заблуждение свою аудиторию. В итоге часть граждан решила, что на фоне пандемии можно не платить за услуги ЖКХ и связи. А потом они же возмущались, когда в доме исчезал интернет. Следующая волна негодования придет, когда неплательщики увидят гигантские долги в счетах за коммунальные услуги. Бизнес во время пандемии и ограничений так и не дождался от властей четкого алгоритма, как, не работая, при нулевой выручке сохранить зарплату сотрудникам.
Как договариваться с арендодателями, которые не вводили мораторий на выплаты. Кто–то из предпринимателей сумел договориться об отсрочке, а кого–то заставили платить по полной. Отдельная история с получением помощи от государства. Де–факто правительство выделило внушительную сумму на поддержку пострадавших от кризиса отраслей. Речь идет более чем о 3 трлн рублей, из которых более 70 % достанется малому и среднему бизнесу, а также гражданам, прежде всего малоимущим.
Де–юре воспользоваться этой помощью смогли далеко не все. Причины разные: у кого–то уже нет бизнеса, которому нужно помогать, кто–то не может соответствовать требованиям государства по сохранению сотрудников, кому–то не продраться сквозь бюрократические препоны.
Есть один очень простой рецепт, как разобраться во всей этой путанице. Осознать, что в кризис, хотя это и время возможностей, ждать манны небесной не стоит. Господдержка, моратории, отсрочки и т. д. направлены лишь на то, чтобы не утонуть всем и сразу. Кому–то повезет, и он сможет получить свой кусок помощи — от государства, кредиторов или арендодателей. Остальным же следует рассчитывать только на себя.
Авиакомпании практически никакой поддержки не получили, Минтранс пытается спасти отрасль. Финансовые дела у перевозчиков, конечно, значительно хуже, чем у авиапассажиров. Поэтому нам сообщили, что применена правовая инновация: закон, оказывается, имеет обратную силу — сначала был договор о перевозке, потом отмена рейсов, а затем законопроект, меняющий эти правоотношения. Логику пассажира можно предугадать — он не захочет покупать билеты заранее. Нет гарантии, что деньги даже за ваучеры когда–нибудь вернутся, ведь перевозчик может перестать существовать. Это подорвет глубину продаж, которая приносила 10–15% выручки от неиспользованных невозвратных билетов. Поэтому в перспективе законопроект помешает тому, чтобы деньги приходили в отрасль.
Андрей Крамаренко
Старший Научный Сотрудник Института Экономики Транспорта Вшэ
В нынешней ситуации для злостных неплательщиков остается судебная работа. Ее масштабы будут увеличены. Взыскание долгов за электроэнергию происходит в приказном порядке. Главное отличие приказного производства от искового в том, что судебный приказ выносится без разбирательства и вызова сторон для заслушивания их объяснений. Судья принимает решение на основании документов, представленных истцом. При этом судебный приказ является таким же документом, как и исполнительный лист. Продолжается и взыскание задолженности в рамках исполнительных производств по уже вынесенным судом решениям. Но бывают разные жизненные ситуации, и, если потребитель понимает, что он не может сейчас оплачивать счета, нужно обратиться в компанию.
Алексей Муровец
Заместитель Генерального Директора По Правовому Обеспечению АО "Петроэлектросбыт"
Постановление правительства РФ № 424 не требует списывать ранее начисленные неустойки и не запрещает взыскивать задолженность за потребленные коммунальные ресурсы. Поэтому механизмы по взысканию дебиторской задолженности остались прежние: направление претензий, обращение в суд, предъявление к исполнению исполнительных документов. Единственное, в чем ограничена ресурсоснабжающая организация, это во взыскании неустойки, начисленной за период просрочки начиная с 6 апреля 2020 года и заканчивая 1 января 2021 года. Данное толкование отражено в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории РФ новой коронавирусной инфекции.
Софья Андреева
руководитель пресс–службы ГУП "ТЭК СПб"