Мир после пандемии: почему бизнесу не выжить без облачных технологий

Автор фото: Коллаж Алены Марченко

Пандемия заставила весь мировой бизнес перестраивать процессы под новые реалии — переход на удалённую работу, использование новых сервисов для хранения и передачи рабочих данных, отчётности, бухгалтерии. Все эти вещи требуют не только разумного подхода, но и хорошей информационной безопасности.

Облачные технологии позволяют автоматизировать многие рабочие процессы и обеспечить безопасность хранящимся данным. О том, почему облака необходимы в новых реалиях, как правильно выбрать облачный сервис под свой бизнес и чему отдать предпочтение, рассказали эксперты круглого стола dp.ru "Цифровые трансформации — 2020: облака".

Облако — новый тренд

"Режим самоизоляции и ограничения перемещений побудили большинство компаний обратиться к облачным технологиям, даже если ранее такие решения по тем или иным причинам не рассматривались", — заявляет Алексей Извеков, руководитель направления облачных продуктов ПАО "МегаФон".
Генеральный директор облачного провайдера "ИТ-ГРАД" и онлайн-сервиса 1cloud.ru (входят в Группу "МТС") Юрий Зинченко, в свою очередь, подчеркнул, что до кризиса облачные технологии развивались стандартным эволюционным путём. Кризис же подтолкнул технологии к революции.
"Я соглашусь с Алексеем, что многим компаниям, которым в силу обстоятельств пришлось попробовать облака, теперь будет довольно сложно от них отказаться. Но при этом мы как облачный провайдер наблюдаем в последнее время незначительное снижение роста трафика потребления облачных сервисов. Это связано в первую очередь с тем, что многие свернули бизнес и приостановили свою деятельность. Но при этом некоторые из них продолжают пользоваться облаками — почтой, сервисами связи. Есть также и те компании, которые, наоборот, резко нарастили потребление облачного трафика", — поделился спикер.
Зинченко считает, что облака являются как раз той технологией, которая может помочь бизнесу адаптироваться к реалиям во время кризиса, не только сохранить прибыль, но и даже её нарастить.
IT-отрасль и особенно сервисы облачных технологий смогут нарастить прибыль, несмотря на грядущий тяжёлый экономический кризис, также полагает Александр Карев, директор по автоматизации ООО "Институт территориального развития".
"Я думаю, что облачные сервисы поднимутся за счёт нынешнего экономического кризиса, потому что произойдёт перераспределение IT-бюджетов компаний и больше денег будет вкладываться как в каналы связи, так и в средства хранения. Нужно понимать, что облачный сервис — это не только обеспечение удалённого доступа сотрудников к их работе и удалённое хранение данных, но и лучшая защищённость информации и техническое обеспечение", — рассуждает эксперт.
"В последние годы интерес к облачным решениям проявляло значительное количество компаний, однако во время пандемии он резко возрос. Если до карантина было немало тех, кто только присматривался, то сейчас большая часть наших партнёров активно внедряют облачные сервисы. Переходу на новую технологическую ступень способствует то, что у многих лидеров ИТ-рынка, таких, например, как AudioCodes, уже есть устоявшийся портфель необходимых решений и опыт по их развертыванию. Поэтому сейчас такие задачи решаются очень быстро", — отметила Надежда Пчелинцева, директор департамента "Сети и телекоммуникации" компании "Марвел-Дистрибуция".

Новая реальность

Облачные технологии уже не просто тренд — это нынешняя реальность, ведь многие компании используют облака в своей работе уже довольно давно, обратил внимание Алексей Горбунов, руководитель макрорегиона Северо-Запад компании "Манго Телеком".
"Бизнес уже во многом не может эффективно развиваться без использования облачных технологий. Причём мы наблюдаем стабильный рост спроса на подключение облачных сервисов не только в Москве или Санкт-Петербурге, но и в других — даже самых небольших — регионах страны. Я считаю, что облака — это не тренд, а уже обычная необходимость для бизнеса", — подчеркнул Алексей Горбунов.
Владимир Егорычев, руководитель группы регионального развития департамента облачных технологий ГК Softline, обратил внимание на экономическую выгоду использования облаков.
"Негативные прогнозы, что рынок облачных технологий в силу того, что многие представители бизнеса прекратят свою деятельность, сократится, не оправдались. Более того, экономическая выгода облачных сервисов состоит в том, что их легко можно подключить к своему бизнесу и так же легко отключить и отказаться от услуг. Нет никаких дополнительных переплат. Но опять-таки те клиенты, которые отказываются от облачных технологий, через какое-то время всё равно к ним возвращаются", — отметил спикер.
По его словам, в некоторых отдалённых областях каналы связи всё ещё недостаточно развиты, что мешает многим крупным компаниям в полной мере использовать облачные технологии. Особенно это актуально для компаний, которые работают в сфере добычи полезных ископаемых, переработки и производства.
Все эксперты сошлись на том, что компании могут хорошо сэкономить благодаря облачным сервисам. Например, во многих случаях они позволяют построить рабочий процесс удалённо, в результате чего можно не тратиться на обеспечение офисного помещения или арендовать офис поменьше.

Выбрать путь самурая

Удобное масштабирование бизнеса — одно из самых главных преимуществ облачных технологий. Например, это актуально для ретейла, многим представителям которого во время карантина пришлось сократить объёмы в офлайне (а то и вовсе закрыть точки продаж) и увеличить или открыть с нуля продажи в онлайн-канале. Сделать это довольно быстро, правильно распределить ресурсы и настроить прогнозирование продаж им помогли облака, рассказал Сергей Кондратьев, руководитель департамента облачных решений ПАО "ВымпелКом", бренд "Билайн Бизнес".
Есть огромное количество сценариев, по которым компании могут внедрять облачные технологии. Среди них есть варианты и полного перевода бизнеса в облако, и гибридный способ, когда облачные технологии применяются только для каких-то отдельных бизнес-процессов.
"Поэтому мы большей частью наблюдаем спрос на своего рода гибридные структуры, которые позволяют компаниям решить какой-то пул задач самостоятельно, а что-то доверить облакам", — сообщил эксперт.
Многие спикеры сошлись во мнении, что путь, когда компания полностью переводит свой бизнес в облако, отнюдь необязателен и, кроме того, не всегда возможен. Существует огромное количество корпораций, например государственных, которые не могут полностью оцифровать свои процессы.
"У каждого самурая свой путь, — шутит Юрий Зинченко из "ИТ-ГРАД". — Всегда нужно смотреть, к какой сфере бизнеса относится компания, на её особенности, количество сотрудников. Поэтому тут может пригодиться и консультация от провайдера, как лучше всего наладить процессы".

Безопасно ли облако

Представители бизнеса часто беспокоятся о сохранности данных в облачных сервисах — есть ли шанс утечки информации или взлома. Александр Гнатив, технический директор компании AudioCodes в России и странах СНГ, считает, что во многом сохранность данных зависит от политики безопасности самой компании, которая использует сервис, а также каналов связи.
"Если это компания, которая заинтересована в постоянной мобильности сотрудников, которые должны постоянно находиться на связи, но важно надёжное подключение из различных мест, то тут однозначно можно довериться облаку", — пояснил он.
Представитель "Вымпелкома" Сергей Кондратьев подчеркнул, что клиентам нужно выполнять рекомендации провайдеров, в том числе делать бэкапы данных, чтобы обеспечить их сохранность. "Если вы беспокоитесь за безопасность данных, то можно сделать дополнительное шифрование со стороны клиента. Такой вариант закрывает вообще все риски", — рассказал он.
Участники круглого стола отметили, что в 95% случаев источниками утечек корпоративной информации становятся сами сотрудники компании либо их бывшие коллеги, которые предоставляют пароли доступа третьим лицам.

Какие бывают облака

Многие владельцы бизнеса при выборе облака начинают теряться, ведь их бывает довольно много. Основные три вида — IaaS, SaaS и PaaS — обсудили спикеры круглого стола.
"IaaS как сервис для построения гибридных вариантов инфраструктуры или полного перехода от использования оборудования "на земле" к облачным сервисам развивается довольно быстрыми темпами, и спрос на него серьёзно вырос в текущей ситуации. К тому же, по сути, именно на этой базе провайдеры развивают более высокоуровневые сервисы, такие как PaaS и SaaS, популярность которых также растёт. Клиенты начинают понимать преимущества этих сервисов и постепенно отдают всё большую часть своей инфраструктуры надёжному провайдеру, который готов взять на себя заботу об обеспечении работоспособности важных бизнес-приложений. Уже сейчас "платформы/сервисы под ключ" (PaaS/SaaS) в серьёзном фокусе, и со временем этот тренд будет только усиливаться. Облака всё больше и больше будут становиться мультисервисными платформами", — объяснил Владимир Егорычев.
Алексей Извеков из ПАО "МегаФон", в свою очередь, добавил, что, несмотря на востребованность базового сервиса Iaas, бизнес всё чаще ожидает увидеть не просто инфраструктуру, а комплексные решения на базе вычислительных платформ.
"Бизнесу важны результат, уровень доступности и гарантии. Непрофильная деятельность, связанная с сопровождением IT-инфраструктуры и ландшафта, всё чаще перекладывается на сервис провайдера", — говорит он.